Ольга Шарыкина
Использование нестандартного оборудования при организации прогулки с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нестандартного оборудования при организации прогулки с детьми раннего возраста.
Начать свое выступление хотелось бы с цитаты великого педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование нестандартного оборудования при организации прогулки с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Изучая материалы ФГОС видно, что главная задача Стандарта для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, обучение должно входить в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Она используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Уже в раннем возрасте именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Для возникновения игры необходимы 3 условия:
-наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности
-наличие различных игрушек и воспитательных пособий
-частое общение ребенка со взрослыми
Одной из особенностей детей раннего дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях.
Решить эти потребности можно применяя игровые технологии во время проведения прогулки.
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
На прогулке как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневных прогулок с детьми раннего возраста, являются:
- расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; - совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях; - развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; - воспитаниe самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Помимо стационарного установленного оборудования, установленного на участке, необходимо выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
Это
- моторные игрушки (мячи, обручи, каталки);
- технические игрушки (автомобили разных видов, пароходы, вертолеты)
- куклы
- пособия для игры с куклой (посуда, одежда);
- наборы игрушек (домашние животные, дикие животные);
- лопатки, формочки, совочки для игры с песком и снегом;
- природные материалы (шишки, камушки).
Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.
Наряду с традиционным оборудованием, которое способствует всестороннему развитию ребенка в своей работе я использую Нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, которое вносит разнообразие в игру, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны.
Нестандартное оборудование должно быть :
Безопасным,
Эстетичным,
Компактным,
Универсальным,
Максимально эффективным,
Удобным и простым в применении,
Использование нестандартного оборудования в работе с детьми позволяет :
Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Развивать чувство формы и цвета.
Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей
Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, пластиковые крышки. Эти бесполезные на первый взгляд предметы, которые имеются в каждом доме, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и игр. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Родителям моей группы было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования, они охотно согласились. Были даны рекомендации: из какого материала их изготовить, помогала придумывать оборудование. Такое, как «Солнышко», колцеброс «Гусь» и пособие для дыхательного упражнения «Зонтик». Совместная деятельность активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.
В результате получились пособия очень яркие, привлекающие к себе внимание. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
В своей работе с детьми раннего возраста при организации прогулки я провожу игры с использованием нестандартного оборудования :
Игрушки-моталочки «Поймай бабочку», «Поймай божью коровку»
Это бабочки, божьи коровки, пчелки. Они сделаны из поролона, фетра. Игрушки парные. Длина ленточки может быть выбрана по замыслу Ленточка непосредственно крепится к игрушке и к деревянной палочке, на которую требуется ее заматывать. Палочки можно использовать разных цветов. Пособие необычное, привлекает детей новизной. Использовать можно в играх, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве соревновательных игр, развлечений, индивидуальных занятий. Они хороши для тренировки пальцев рук, для развития у детей ловкости.
Тренажёр «Солнышко»
Пособие изготовлено из легкой желтой ткани, середина набита синтепоном. К краям прикреплены лучики, из атласных лент. Глаза, нос, рот нарисованы.
Цель : учить детей ходить и бегать друг за другом,переступая ленточки, учить детей прыгать с продвижением вперед, развивать мелкую моторику рук; развивать внимание; учить действовать в коллективе;
Использовать «Солнышко» можно: во время проведения подвижных игр на прогулке, на физкультурных занятиях, в индивидуальной работе с детьми.
«Кегли»
Они сделаны из пустых пластиковых бутылок, декорированы цветной клеящейся бумагой.
Цель использования : учить детей попадать в цель, развивать глазомер, меткость, быстроту реакции, воспитывать выдержку, выносливость, умение следовать правилам игры Это пособие сделать очень просто, а радости такая игра доставит ребёнку целое море удовольствия.
Использовать можно в совместных играх, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве соревновательных игр, развлечений, индивидуальных занятий.
Препятствие для перешагивания «Лужок»
Травка вырезается из большой картонной коробки и декорируется цветной клеящейся бумагой. Опоры изготавливаются из картона. Цветы выполняются из самоклеющейся плёнки. Высота оборудования не более 15см в самой верхней точке.
Цель: тренировка у детей вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Основные движения: перешагивание. Пособие необычное, привлекает внимание детей Использовать можно в играх, развлечениях, для индивидуальных занятий с детьми.
«Спрячь игрушку»
Для изготовления пособия использованы пластмассовые ведра из под майонеза, цветные ленты, самоклейка для декорирования, мелкие игрушки.
Цель : развивать у детей глазомер, координацию движений, моторику пальцев рук ловкость.
Можно использовать в совместных играх, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве соревновательных игр, развлечений, индивидуальных занятиях.
Кольцеброс «Гусь»
Гусь вырезается из тонкого утеплителя, обклеивается бумажными салфетками и декорируется акриловыми красками. Опоры изготавливаются из тонкого утеплителя.
Пособие можно использовать : для метания колец разных размеров
на занятиях, в играх, соревнованиях, развлечениях, для индивидуальной работы с детьми.
«Яркие пенёчки»
Материал: упаковка из под какао несквик. Можно также использовать ведра из под майонеза, пластиковые стаканчики из под йогурта.
Цель использования : упражнять в ходьбе с препятствием, змейкой, развивать координацию движений, воспитывать эмоциональную и положительную реакцию от выполняемых упражнений.
Использовать можно в играх, в свободной самостоятельной деятельности, развлечениях, индивидуальных занятий. Они хороши для для развития у детей ловкости, координации движений.
«Колечки – рули»
Для пособия использованы капсулы от киндер-сюрприза, которые соединены между собой обычной резинкой.
Использовать можно : во время проведения игр на прогулке, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве соревновательных игр, развлечений, индивидуальных занятий. Они хороши для тренировки пальцев рук, для развития у детей ловкости.
«Косички»
Для изготовления косичек использованы шерстяные или хлопчатобумажные нитки.
Пособие выкладывается в виде лесенки или ручейка применяется для перешагивания, перепрыгивания, развивает ловкость, координацию движений.
Пособие можно использовать во время игр, развлечений, самостоятельной деятельности и индивидуальных занятий с детьми.
«Дыхательный тренажер»
Для дыхательного тренажора использован детский зонтик, цветные ленточки контейнеры от киндер сюрпризов. Можно использовать шаблоны бумажных бабочек, листочков, цветочки (в зависимости от времени года) Пособие необычное, привлекает внимание детей.
Цель использования : учить детей правильной регуляции дыхания, формировать объем легких.
Пособие применяется во время проведения игр, для групповых и индивидуальных занятий.
«Гусеница»
Это пособие сделано из разноцветных крышек от пластиковых бутылок.
Используется для перешагивания, перепрыгивания, как ориентир для игры «Попади в цель» Можно применять для самостоятельной деятельности детей, во время совместных игр, для индивидуальных занятий.
Используя нестандартное оборудование я заметила :
Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.
Игры с использованием нестандартного оборудования стали привычными и желанными для наших воспитанников.
В дальнейшем планирую продолжить работу по изготовлению и использованию новых пособий для игр детей с нестандартным оборудованием. «Веселые карандаши», «Ветерок в бутылке», «Игра попади в тучку».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!