Элина Рычкова
Использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима детей и повышения интереса к физкультурным занятиям, через использование нестандартного оборудования.
Задачи:
1 этап.
- Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах физического воспитания.
Публикация «Использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности на прогулке» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Определить возможные пути оптимизации двигательного режима детей.
-Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.
2 этап.
- Познакомить с техникой изготовления некоторых видов нестандартного оборудования.
-Дать практические навыки по использованию нестандартного оборудования.
3 этап
Заключение
1. Теоретическая часть. «Роль нестандартного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми».
В нашем мире, предлагаются новые, наиболее высокие требования и практики к учителям и педагогам в целом, а так же к ребенку, к его здоровью и знаниям. Из года в год усиливается влияние на организм малыша к разнообразным отрицательным фактором окружающей среды, что приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. В нашем мире нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, нашим приоритетом должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем. Мы должны задуматься о том что, от здоровья зависит качество и продолжительность жизни. Подготовленный человек, получивший знания в детстве более подвижен и не склонен к болезням. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, планшетов, телефонов, за столами. Поэтому мы должны строить свой педагогический процесс с учетом повышения двигательной активности детей, с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей. Очень важно как организованна предметно-пространственная среда в ДОУ, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна быть направлена на формирование здорового образа жизни детей, а также должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформированной, полифункциональной. В дошкольных учреждениях физкультурные занятия является ведущей формой организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. В целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям очень важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием, используем и нетрадиционное оборудование. Нетрадиционное физкультурное оборудование повышает интерес детей к занятиям, делает его наиболее эффективным, улучшает качество выполнения упражнений, и что самое важное способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, повышению устойчивости вестибулярного аппарата, увеличению жизненной ёмкости лёгких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов. При отборе нетрадиционного физкультурного оборудования важно учитывать его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой. Так же оно должно соответствовать размерам зала, быть безопасным, максимально эффективным, значительно повышающим моторную плотность занятия, удобным к применению, компактным, универсальным, технологическим и дешевым в изготовлении, эстетическим. Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нетрадиционного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, мы решаем следующие задачи:
- обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
- развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности;
- развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нетрадиционного оборудования;
- создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.
Нетрадиционное физкультурное оборудование может быть фабричным и изготовленным педагогами или родителями. Материалы для изготовления нетрадиционного оборудования разнообразны и мало затратные: игболы, пластиковые бутылочки, разные пуговицы, скотч, ткань, бобины из-под линолеума и т. д. Эти, разные по характеру использования предметы на первый взгляд, превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Это массажные и ребристые дорожки, следовая дорожка, дорожка из пуговиц, косички, верёвочки разной длины, платочки и многое другое, при использовании, которых идет прекрасная работа стоп, профилактика и лечение плоскостопия, сменяются ощущения, устанавливается спокойное и хорошее настроение. Многофункциональные мешочки, наполненные песком, с помощью которых происходит тренировка в равновесии, выравнивание и сохранение правильной осанки, развитие мелкой мускулатуры рук. Для проведения праздников и развлечений можно использовать нетрадиционные пособия - листочки, грибочки, звёздочки, фонарики, снежинки, ленточки и мн. др. В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать и естественное природное окружение. Во время прогулок учитывать индивидуальные особенности детей, стараться заинтересовать их, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложнять упражнения по мере их усвоения, стремиться научить детей выполнять разные виды движений. Зимой для развития двигательных навыков детей используются различные игровые упражнения. Например: «Попади в цель (для метания снежков, «Следопыты», ходьба по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие, прыжки по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами; «Не упади» (для скольжения по ледяным дорожкам, «Пройти по снежному валу», выполняя разные задания. Дети всех возрастов с большим удовольствием выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием и достигают хороших результатов. Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе, праздниках и развлечениях мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой, тем самым благотворно влияем на их физическое и умственное развитие, на состояние здоровья.
2. Ознакомительная часть:
Представление нестандартного спортивного оборудования :
1. Зайчик
Материал: воздушный шар, мяч, два конуса
Служит для развития : моторика ног,согласованность движений ног, координации движений.
Правила игры: На прогулку можно взять несколько воздушных шаров, в ходе игры с детьми можно размять их стопы и провести 5-ти минутное упражнение зажать мяч или воздушный шарик между стоп, допрыгать с одной линии до другой.
Боулинг.
Материал: цветной скотч, стойка, мяч, пластиковые бутылочки.
Служит для развития : меткости, точности, координации движений.
Правила игры: положить мяч на линию финиша, ноги поставить на красные линии, отмеченные на дорожке и двумя руками оттолкнуть мяч, так чтобы он сбил как можно больше кеглей.
2. Игра «Прыгни с игрушкой»
Материал: лента большая или скакалка, мягкие игрушки, мячи или кегли.
Служит для развития : мелкой моторики ног, прыгучисти, координации движений
Правила игры: разложить ленточку по прямой, на один край разложить игрушки, другой край свободный, ногами зажать игрушку и перепрыгнуть с ней за линию, таим образом нужно чтобы все предметы оказались за исходной линией.
3. Игра «Палочка-моталочка»
Материал: ленточка, фигурки животных из киндеров, клей, палочка.
Служит для развития : мелкой моторики рук.
Правила игры: размотать ленточку. По сигналу воспитателя начать накручивать ленточку на палочку, до тех пор пока фигурка не окажется на палочке. Чья фигурка первой окажется на палочке, тот и выиграл. Играть можно как сидя, так и стоя.
4. «Разноцветная поляна»
Материал: мел
Служит для развития : ловкости, координации движений.
Учит: согласовывать действия по команде.
Правила игры: Нарисовать разноцветные круги на асфальте и говорить ребятам определенный цвет и команду, к примеру “к синему кругу в паре беги”, дети ищут круг определенного цвета и заходят в него, для усложнения задачи можно нарисовать разные фигуры: квадрат, треугольник и тп., чтобы у детей работало быстрое мышление.
5. «Дорожка для прыжков»
Материал: картон разноцветный
Служит для развития : ловкости, координации движений.
Способ применения: вырезать из картона стопы и ручки, разложить на полу по порядку, прикрепить следочки различным способом. Согласно разложенным следочкам выполнить задание. дети смотрят какую ногу/руку ставить на картон и проходят полосу.
6. «Кубик движений»
Материал: картинки с изображением различных спортивных движений (приседание, поднимание туловища, бег, наклоны, прыжки и. д., листы для ламинирования, скотч, мягкий кубик.
Правила игры: в начале игры загадываем число (в зависимости от возраста детей, затем кидаем кубик, выполняем выпавшее движение загаданное количество раз. Можно изготовить еще один кубик с цифрами. И тогда не загадывать число, а кидать два кубика. Один будет показывать количество движений, второй что за движение нужно сделать.
7. «Волшебные платочки»
Материал: ткань, нитки.
Служит для развития : мелкой моторики рук и ног, ловкости, координации движений. Используется для дыхательной гимнастики
Способ применения: держа за верхние края платочка, дуем как на парус, затем отпускаем и смотрим как далеко улетит. Подбросить вверх и поймать. Меняем руки. Скатываем и завязываем на узел, предаем друг другу пальцами ног. Развешиваем на веревки, прикрепляя прищепками. Собираем в кулак «фокус».
Третья часть:
Заключение
Использование нестандартного оборудования на занятиях или прогулках позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делать более разнообразными движения детей, развивать творчество и фантазию.
Детей привлекают необычные формы и красочность нестандартного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма, развитию самостоятельности детей, формированию потребности в движении.
Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы.
Литература:
1. Антропова, М. В. Проблемы здоровья детей и их физического развития /М. В. Антропова // Гигиена и санитария. 2008.-№ 2,- С. 17.
2. Бочарова Н. И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в
3. условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1.
4. Воронова Е. К, Калабина И. А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
5. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного
6. оборудования «Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2.
7. Ильиных Ю. А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5