Алевтина Яструб
Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда
(из опыта работы)
Автор Яструб А. С.
Должность учитель – логопед
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109» муниципального образования города Миасса
Правильно организованное обучение ведет за собой развитие
Л. С. Выготский
Публикация «Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда» размещена в разделах
Одной из актуальных проблем для нашего ДОУ является увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В последнее время наблюдаю, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились: во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа, во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности.
Цель: преодоление речевых нарушений, посредством использования нейропсихологических приемов в коррекционной работе.
Одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.
Актуальность
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Чтобы коррекционный процесс проходил интересно и динамично, необходимо использовать нейропсихологические приемы. Поэтому использование нейропсихологических приемов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.
Одним из новых направлений в коррекционно – развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологи ческая корре кция (нейрокорре кция) - комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Изучая опыт коллег, анализируя публикации по проблеме, сделала вывод, что в настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе. Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного возраста.
В своей практике нейрокоррекцию начала проводить, применяя комплексы двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции как индивидуально, так и в групповой форме. План по самообразованию учителя-логопеда «Использование нейроигр и упражнений в логопедической работе с дошкольниками»
План по самообразованию
Месяц
Мероприятия по освоению темы
Отметка о выполнении
Сентябрь
Изучение теоретического и практического материала по теме.
Октябрь
Консультации для родителей «Нейроигры при работе с детьми с ТНР»
Ноябрь
Изучение опыта, накопленного коллегами по данной теме.
Декабрь
Выступление на консилиуме на тему «Использование нейроигр в работе с детьми с нарушениями речи».
Январь
Изготовление нейроигр.
Февраль
Применение в нейроигр и упражнений в логопедической.
Март
Выставка нейроигр и пособий для родителей и педагогов детского сада.
Апрель
Представление методической разработки на ярмарку педагогических идей образовательных учреждений в рамках ДОУ на тему «Нейроигры и упражнения в логопедической работе с дошкольниками»
Май
Оформление папки-передвижки для родителей «Нейроигры для детей»
В целях коррекции произносительной стороны, развития фонематического слуха и восприятия, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте использовала следующие нейропсихологические приёмы :
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование.
- Межполушарная доска.
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)
2. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция: если услышишь звук Р
— ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.
2 вариант: звук С — кулак,
звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение «Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
Игры с мячами
(обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
Упражнение «Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки»
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.
Игра «Хлопни, топни, стукни»
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Упражнение «Шаги».
Цель: Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; развивать фонематическое восприятие.
Проговаривание (чтение) слогов, слов на шаг (шепотом, вслух).
ЗА – СА ЗЯ - СЯ
ЗО – СО ЗЁ - СЁ
ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ
ЗЫ – СИ ЗЕ - СЕ
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.
ЗА – топнуть, СА - хлопнуть
ЗО – топнуть, СО - хлопнуть
ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть
В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
Упражнение «Слоговые ряды».
Цель: Закрепить правильное произношение звуков [Б] и [Б’]; развивать фонематический слух, дифференцируя твердые и мягкие согласные; закрепить образ буквы Б; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; внимание, память, логическое мышление.
1. Перед ребё нком выкладываются в ряд цветные карточки со слогами:
БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ
Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вверх или вниз, произнося слог вслух.
1. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов : мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги двух рядов.
Упражнение «Знаток слов».
Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов; способствовать закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии; развивать внимание, память, логическое мышление, самоконтроль.
Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
Упражнение «Барабанщик»
Цель: Развивать слуховой анализ, произносительные умения; закреплять зрительно-двигательный образ каждого графического элемента (буквы); закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать внимание, память, самоконтроль.
Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово (выложить схему).
(стук)АК, ПА (стук, (стук)ОЗА.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. Поэтому дошкольникам можно предложить работу с мандалами-раскрасками:
Упражнение «Художник»
Цель: коррекция и нормализация лексико-грамматического строя речи, коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, стимуляция творческого потенциала.
Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям.
Практика применения нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с дошкольниками-логопатами позволяет сделать вывод: их использование повышает интерес и мотивацию детей к занятиям, у дошколят развиваются когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние, что в свою очередь повышает эффективность и качество коррекционной работы.
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л. С. Цветковой. М., 2001.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2008.
3. Воробьева В. А., Иванова Н. А., Сафронова Е. В., Семенович А. В., Серова Л. И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
5. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. П., 2008.