марина маркова
Использование нейро-тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами. Но, к сожалению, не все дети "вписываются" в эту схему.
К сожалению, не у всех дошкольников отмечается нормальное межполушарное взаимодействие. В результате, одно из полушарий берёт на себя всю нагрузку, что вызывает перенапряжение нервной системы ребенка.
Публикация «Использование нейро-тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод без медикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Благодаря специальному комплексу упражнений можно последовательно активировать каждую зону мозга.
В детском возрасте применяют две методики коррекции:
• двигательную;
• когнитивную.
Первый метод - двигательная коррекция способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.
Второй метод - когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
При недостаточной сформированности межполушарного взаимодействия, что мы часто наблюдаем в работе детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, обучении, поведении, правое и левое полушарие не могут полноценно обмениваться информацией друг с другом. В результате нарушается нормальное функционирование нервной системы ребёнка. Ведь правое полушарие, отвечающее за чувственное восприятие, передаёт полученные из внешнего мира образы в левое полушарие, которое подвергает их анализу, переработке, сравнению, переводу в речевые конструкции.
С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира -это перемещение своего тела в пространстве.
Правое и левое полушария связаны с организацией движения противоположных сторон тела, а также с переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Это разделение функций полушарий обеспечивает их взаимную дополняемость и взаимосвязь при выполнении любой деятельности, в том числе и учебной. Поэтому при недостаточном межполушарном взаимодействии у ребёнка могут наблюдаться проблемы в развитии, поведении и обучении.
К сожалению, не у всех дошкольников отмечается нормальное межполушарное взаимодействие. В результате, одно из полушарий берёт на себя всю нагрузку, что вызывает перенапряжение нервной системы ребенка.
Для снятия напряжения, стимулирования работы обоих полушарий, развития межполушарного взаимодействия (а это - основа развития интеллекта) и были придуманы подобные игрушки. Они стали одними из основных помощников логопедов и мам при развитии речи. Ведь за “образ” отвечает правое полушарие, а за “слово”- левое.
В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движений рук, гибкость запястий, готовят руку к письму.
Укрепление межполушарного взаимодействия – одна из основных задач нейропсихологической коррекции. В этом нам помогают нейротренажёры.
Одним из таких нейротренажёров, которые мы используем, является «Умная восьмёрка»-предназначен для гармонизации работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, формирования новых нейронных сетей в мозге, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, снятия эмоционального напряжения (эффект ДПДГ-десенсибилизации и переработки движением глаз, выстраивания энергетического баланса в организме! Тренажер улучшает восприятие пространства, мышцы глаз обучаются движениям, необходимым для построчного слежения при чтении, письме.
Особенности:
- Укрепление межполушарного взаимодействия.
- Осуществляет мозжечковую стимуляцию мозга.
- Снижает эмоциональное напряжение (эффект десенсибилизации и переработки движением глаз).
- Расширение полей зрения: улучшается восприятие, расширяются интеллектуальные возможности.
Как играть?
Балансируя сторонами доски необходимо сделать так, чтобы шарик прокатился по все восьмерке.
Восьмерку медленно прокатываем то в одну, то в другую стороны. Можно двигать в пространстве двумя руками, или левой и правой поочередно. Повышать на каждом этапе сложность можно добавляя количество шариков или увеличивая скорость.
Если ребенок легко с этим справляется, на помощь приходит балансир для ног. Стоя на балансире двумя ногами, ребенок, удерживая в руках восьмерку, тренирует проприоцептивную и вестибулярную системы. Можно тренировать кинетику и кинестетику руки, двигая шарики с помощью пальцев, карандаша с открытыми и закрытыми глазами, положить тренажер на стол или на пол.
Перед вами развивающая игрушка «Чудо лабиринт»
Игра направлена на развитие зрительной и двигательной памяти, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движений рук, гибкость запястий, готовят руку к письму.
Как играть:
Ребёнок берет в руки два бегунка, ставит их в начало лабиринта, затем проходит дорожки обеими руками одновременно, сначала по часовой стрелке, затем – против часовой. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга, и происходит их взаимодействие. Эти упражнения положительно влияют на синхронизацию работы глаз и рук.
1. Проходим лабиринт пальчиком ведущей руки. Стараемся не отрывать палец на протяжении всего пути. Затем возвращаемся обратно.
2. Параллельная игра. Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошкой или ребром второй руки ребенок стучит по столу (как вариант – стучим каждым пальчиком по очереди, катаем бусинку, мнём бумагу, пластилин, кинетический песок и т. д.)
3. Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем то же в обратном направлении.
4. Разнообразим игру дополнительным предметом: шариком (камешком, пуговицей, крупной бусиной и т. д.). Прокатываем предмет каждым пальчиком или деревянной ручкой по лабиринту (сначала одной рукой, затем обеими). А теперь усложним игру: проведём шарик сначала тыльной стороной ладони, а затем внешней стороной.
5. Садимся напротив зеркала и, глядя на свои руки в зеркальной проекции, проходим лабиринт.
6. Проходим лабиринт одновременно двумя руками, с закрытыми глазами.
7. Перекрещиваем руки и проходим лабиринт левой рукой по правой стороне, правой рукой – по левой стороне. Стараемся соблюдать синхронность.
Мы представили Вам различные варианты игр и заданий с межполушарными досками. Уверены, каждый подберет свой уровень сложности, исходя из способностей ребенка и ориентируясь на создание ситуации успеха.
Выполнение заданий можно разнообразить, работая разными предметами в правой и левой руке: фишка – ручка, фишка – палец, бусина – ручка и т. д.
Все это может использоваться как :
релаксант,
как инструмент для фокусировки внимания,
как способ поиска состояния баланса,
как тренажер для медитации,
как активатор мышления и поиска решений
Лучший результат достигается ежедневными тренировками в одно и тоже время в течение 30-45 дней с последующим перерывом 10-15 дней. Продолжительность занятия зависит от особенностей психики и утомляемости ребенка.
Регулярные занятия с тренажёром активизируют мыслительнуюдеятельность, синхронизируют взаимодействие мозговых полушарий, развиваютусидчивость и повышают стрессоустойчивость.
В результате работы с ним значительно улучшаются восприятие, внимание, память, мышление, необходимые для успешного обучения, снижается эмоциональное и физическое напряжение. Этот нейротренажёр эффективен для детей и взрослых.