Татьяна Вещева
Использование народных танцев, игр и песен для решения задач по театрализованной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития художественного воображения – это путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Всё это могут дать театрализованные игры, упражнения, театрализация сказок, инсценирование песен.
Публикация «Использование народных танцев, игр и песен для решения задач по театрализованной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Театр. Театрализованная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
Значение музыкально-театрализованной деятельности в развитии дошкольника велико. Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно всегда поощрять желание детей «сотворить» что-то своё, особенное, не такое, как у всех, стараюсь разбудить их фантазию, максимально реализовать творческую индивидуальность.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.
«Народный танец ценен тем, что выявляет характер, переживания, культуру, темперамент народа» Игорь Моисеев.
Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой.
Народный танец - является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в работе с детьми. Движения, связанные с народной музыкой, вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение.
Используя на своих занятиях разнообразную музыку народов мира, я замечаю, как дети учатся перевоплощаться в различные образы, подсказанные музыкальным произведением. («Фунга Алафия» - восточная сказка, «ALUNELUL» – румынская ритмопластика, «Метелица» русское раздолье и др.)
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе понимания им нравственного подтекста фольклорного произведения Эти игры берут свое начало из народной педагогики - начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах.
Через театральные игры дети знакомятся с жизнью народа (с бытом, с посудой, с костюмами, с праздниками, обычаями и традициями).
У себя в работе я, конечно, в большей степени использую русские народные игры, они доставляют детям огромное удовольствие («Дударь», «Плетень», «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Игра с платочком», «Шёл козёл по лесу», «У медведя во бору», «Каравай» и др.)
Приобщение детей к истокам русских народных традиций через инсценирование песен, театрализация народных праздников способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных потешек, игр-забав, хороводов.
Потешки, прибаутки я использую для творческих этюдов (пантомима, драматизация, имитационные движения, позволяющие детям в игровой шуточной форме совершенствовать исполнительские качества. Я использовала в своей работе такие потешки и прибаутки: «Ладушки», «Петушок», «Тень-тень-потетень» «Тра-та-та вышла кошка за кота», «Как у деда Ермолая», «Та-та два кота» и др.
Дети очень любят инсценировать песни. При этом они глубоко вникают в содержание песни, чувствуют характер песни, пытаются выразить настроение музыки (или героя песни) своей мимикой, жестами, танцевальными движениями, превращая работу над песней в интересную игру («По малину в сад пойдём», «На горе-то калина», «Два весёлых гуся», «Я с комариком плясала» и другие, в которых есть определенный сюжет и развитие).
Игры, попевки, хороводы под музыку стимулируют самостоятельное создание детьми своих песенок, музыкальных игр, спектаклей с куклами. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, красок, костюмов у ребенка возникают яркие положительные эмоции. Художественное оформление усиливает впечатления детей. Все это побуждает их выражать свои чувства в песне, танце, инсценировке, надолго сохраняется в памяти детей.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Результаты работы по инсценированию песен показывает, что этот вид деятельности играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Детям это нравится, они активно включаются в творчество. Мои наблюдения подтвердили, что дети могут придумывать и обыгрывать сюжет песни, распределять роли, раскрывать образы персонажей, только надо давать им возможность проявлять самостоятельность, конечно, под руководством взрослого. Тогда получается истинное «сотворчество».
Таким образом, народные игры и танцы, формируют творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности. Необходимо по-новому осмыслить, осознать, пронесенные через века духовные ценности, духовное богатства народа. В народных играх и танцах вложены глубокий смысл, богатое содержание. Мы должны воспринимать его как содержательное искусство, которое несет в себе высший смысл – красоту и добро.