надежда шмарина
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
Работа над формированием лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и особенно у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.
Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.
Публикация «Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Хочу предложить Вашему вниманию один из приемов использование наглядности, который я использую в занятиях по коррекции лексико-грамматического строя у детей с ОНР. В работе я использую схематичные изображения, символы прилагательных. Чтобы ребёнку было легче некоторые символы сделаны так же и с опорой на тактильные ощущения. Например, символ прилагательного «резиновый» сделан из кусочка резины, а прилагательное «пушистый» из кусочка меха и т. д. Они используются в дидактических играх на подбор прилагательных к существительному, согласование прилагательных с существительными и в играх и упражнениях для активизации словаря за счет прилагательных. Так с помощью них можно выкладывать описательные загадки. С начала это может делать взрослый, а затем и сам ребенок. Часто задание по подбору прилагательных к существительному или просто вопрос «Какой?» может вызывать у ребенка с ОНР некоторые затруднения. Одна из причин это бедный словарный запас детей с нарушением речи.
Работа с этим пособием строиться из нескольких этапов. Первый это этап знакомства с символами прилагательных. Взрослый показывает символы и ребенок постепенно старается их запомнить. Прилагательные делятся на несколько блоков:
прилагательные обозначающие цвет (Синий, красный, черный, серый.)
более сложные это черно-белый, клетчатый, разноцветный, блестящий, полосатый.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Работа над формированием лексико грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и особенно у дошкольников с](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394025997.jpg)
Прилагательные обозначающие форму предмета и эмоции (грустный, веселый.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Общее недоразвитие речи ОНР является актуальной проблемой на сегодняшний день](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394026085.jpg)
Большой маленький
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Правильная грамотная речь играет огромную роль в жизни человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394026146.jpg)
символы других прилагательных: тяжелый, легкий, сладкий, кислый, соленый,горький, мягкий, колючий, холодный, горячий.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Чтобы добиться успеха в их усвоении он нуждается в специальных условиях обучения где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394026302.jpg)
резиновый, пластмассовый, деревянный, пушистый
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Публикация Использование наглядности при формировании лексико грамматических конструкций у дошкольников с ОНР размещена в разделах ОНР](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394026357.jpg)
После того, как ребёнок усвоил значение символов прилагательных, можно переходить непосредственно к дидактическим играм. Например, попросить ребенка подобрать слова-символы к конкретному слову.
Так же можно с помощью символов выкладывать загадки. Например: белое, холодное сладкое. Это? Ребёнок должен догадаться, что это мороженное. И так далее.
Последним этапом, используя круг с вращающейся стрелкой или любой другой игровой прием, ребёнок может попытаться самостоятельно подбирать прилагательные.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Например символ прилагательного резиновый сделан из кусочка резины а прилагательное пушистый из кусочка меха и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-196786-1394026665.jpg)
Желаю Вам успехов в работе!