Любовь Ляхова
Использование музыкотерапии в реабилитации воспитанников «Стационарного отделения»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыкотерапии в реабилитации
воспитанников «Стационарного отделения»
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать
и чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать родилась
музыкальность – природой данное человеку свойство. Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.
Публикация «Использование музыкотерапии в реабилитации воспитанников „Стационарного отделения“» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Большинство наших воспитанников это легковозбудимые дети с надломленной психикой. Поэтому основной целью свей муз. педагогической деятельности (считаю) является адаптация и реабилитация эмоционального благополучия детей, и коррекция эмоциональной атмосферы через музыкальное развитие.
(Для достижения этой цели я поставила перед собой такие задачи)
Основными задачами для достижения этой цели являются:
- развивать музыкальные способности детей с учетом их возможностей и интересов, посредством различных видов музыкальной деятельности;
- создать условия для комплексного развития музыкальности ребенка;
- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;
- развивать способности эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки.
Их успешное решение зависит от содержания муз. воспитания : прежде всего от качества используемого репертуара, методов, приемов и форм организации музыкальной деятельности.
Свою работу осуществляю через такие формы как:
- занятия;
- коррекционная работа;
- праздники;
- развлечения;
- концерты.
С их помощью развиваются основные музыкальные способности, выделенные известным психологом Б. М. Тепловым:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
2. Музыкально-слуховые представления.
3. Чувство ритма.
Основной формой работы музыкального развития являются занятия, которые проводятся,
согласно графику, 2 раза в неделю. Развивая интерес к занятиям, я использую современные виды такие как:
групповые (где дети занимаются по возрасту);
совместные (где каждая группа показывает другой свои умения и навыки);
интегрированные (где на одном занятии объединяются несколько видов деятельности); тематические (где одна тема раскрывается, используя несколько видов деятельности);
метро-ритмические (на которых развивается ритмический слух и двигательная активность).
В начале моей работы, на первые музыкальные занятия, дети приходили невосприимчивые,
агрессивные, отчужденные, и я поняла, что найти путь к сердцам этих ребят возможно при условии, что наша работа будет строиться на доверии, уважении, искреннем проявлением понимания и доброты. Музыка оказывает очень сильное воздействие на ребенка. Так в процессе слушания музыкальных произведений я вижу, как развиваются способности эмоционального сопереживания восприятия музыки. Используя последние статистические данные, ученые выявили, что музыка Моцарта развивает математические способности, а музыка Баха – интеллектуальные. Вот она волшебная сила музыки. В связи с этим записи классической музыки мы стали включать в режимные моменты детей и увидели, как благоприятно влияет она на психологическое состояние детей.
Большинство детей впервые, только у нас научились вокалировать под «живое» музыкальное сопровождение. Переполненные чувством радости они хотят петь ещё и ещё. Учитывая особенность детей их чувствительность и тревожность, занятия и репертуар подбираю по настроению, интересам и возрастным особенностям.
Главной формой в моей работе является коррекционная работа, которая помогает легче адаптироваться детям, открывать их способности, проявлять индивидуальность, развивать способность к самовыражению, глубже узнать их внутренний мир. Музыкотерапия представляет собой основной метод, использующий музыку в качестве средств коррекции. Для этого я использую инновационные методы работы:
-элементы музыцирования по системе К. Орфа;
- музыкально-игровую деятельность, позволяющую в интересной форме развивать музыкаль-
ные способности;
- музыкально-пальчиковые игры, для речевого и эмоционального развития;
Коррекционную работу провожу еженедельно. Подобрала специализированный коррекционный материал по всем видам музыкальной деятельности.
Самым ярким событием в жизни воспитанников приюта являются праздники и развлечения. Ведь наши дети «живут» в приюте и их жизнь состоит из отношений с событиями. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы эти события приносили им радость и надежду в то, что эта радость повторится. В рассуждении о празднике ключевым словом является «радость», именно здесь проявляются яркие эмоциональные переживания. Праздники и развлечения способствуют сплочению детского коллектива, создают благоприятный психологический климат, эмоциональный комфорт, ожидание радости и развитие потенциала детей. Такие мероприятия позволяют лучше узнать воспитанников, повлиять на них в нужном направлении, а главное расширить сферу неформального общения детей и их родителей.
Для создания благоприятных условий, большое внимание уделяю оформлению зала, атрибутам, костюмам, которые готовим всем коллективом, а особенно сюрпризным моментам, которые надолго остаются в памяти, создавая радостные впечатления.
Занимаясь с детьми, всегда ставлю перед собой цель: сделать жизнь воспитанников приюта интересной и содержательной, наполненной радостью творческих успехов и увлечением. Так на базе музыкальных занятий была создана вокально-танцевальная студия «Конфетти», успешные выступления которой проводятся у нас в городе, районе и области, где дети впервые почувствовали волшебную силу музыки, пения и танца.
Изучая уровень, способности и интересы детей разрабатываю программу по реабилитации детей через развитие музыкальности.
Ввела новую форму работы «Молодые – пожилым», где стало традицией сотрудников и воспитанников посещать с концертами ветеранов труда в центре соц. обслуживания населения, пенсионеров-инвалидов на дому, и выезжать с концертами в Дом милосердия.
В результате нашей совместной работы дети и сотрудники приюта с удовольствием выступают на всех мероприятиях нашего Центра, района и неоднократно занимали призовые места в области. Некоторые дети приюта стали посещать танцевальные студии.
Так мы увидели, что музыка как поднимает настроение, так и успокаивает. Поэтому музыкотерапия является ведущим фактором воздействия и повышения эффективности в коррекции эмоциональных отклонений, речевых расстройств и коммуникативных затруднениях для наших воспитанников.