Татьяна Пырлик
Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях в процессе коррекции звукопроизношения у детей
В наше время компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, информационные технологии проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютерные игры занимают досуг детей, взрослые общаются через интернет, заказывают необходимые товары, узнают новости. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Наши дошколята с лёгкостью осваивают новые игры и общаются со сложной техникой на «ты». Компьютер вызывает у них стойкий интерес. Так почему бы не использовать его в логопедической работе? Очень часто от некоторых, скептически настроенных, педагогов или родителей можно услышать негативные реплики об использовании компьютера в учебно-образовательных целях. Одни считают, что это вредно для здоровья детей. Другие, отвечая на вопрос: «Зачем это надо?», отвечают: «это модно» или «потому, что требуют». Конечно, все эти ответы имеют место «быть». Ну, во-первых, при использовании ИКТ на занятиях должны обязательно соблюдаться требования СанПиНа. Во-вторых, любой действующий педагог должен идти в ногу со временем и повышать уровень своего профессионального мастерства. Но есть и ещё один немаловажный ответ на этот вопрос «это удобно».
Публикация «Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях в процессе коррекции звукопроизношения у детей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения. В практике любого логопеда встречаются дети, с которыми невозможно длительное время просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Вроде бы и упражнения интересные, и картинки красочные, и предметы лишние убраны из поля зрения, а всё равно ребёнок не включается в занятие. Поэтому очень важно найти дополнительные пути и способы активизации его внимания. Неинтересный, но такой важный, материал на экране монитора становится крайне привлекательным. Многократное повторение, сопровождающееся красочным действом, не утомляет, а, наоборот, добавляет положительных эмоций. Дошколята быстро и без усилия запоминают новую информацию, учатся соотносить реальные предметы с обобщёнными символами игры, осваивают работу с манипулятором «мышь», а это развивает способность к координированной работе зрительного и моторного анализаторов. Но из-за того, что время работы с компьютером у дошкольников ограничено, на занятиях часто используются элементы компьютерных технологий, в частности - мультимедийные презентации. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
• это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
• компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Рассмотрим использование мультимедийных презентаций в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:
- постановка звука;
- автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных, автоматизация навыка произношения звука в словах;
- автоматизация произношения в предложениях;
- дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
- автоматизация звука в разговорной речи.
I. Подготовительный
На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени, можно предложить поиграть с каким-либо персонажем. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Можно подобрать разнообразные и интересные упражнения на дыхание, слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Кто из логопедов не знает, как монотонна и однообразна работа по автоматизации поставленных звуков. Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений. Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка-дошкольника. Чтобы разнообразить этот процесс специалисты подбирают множество картинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Можно разнообразить занятия на этапе автоматизации компьютерными заданиями. Для этого необходима презентация, содержащая привычные этапы отработки произношения: изолированного звука, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Преимущества использования презентации неоспоримы : красочная яркая картинка на экране монитора может передвигаться, что необычайно нравится детям; остановившаяся картинка – сигнал для повторения неправильно произнесённого звука - мощная мотивация для дошкольника; элемент сюрприза – новая картинка появится только тогда, когда правильно произнесёшь слово. Картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения. Широко можно использовать задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребёнку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
III. Закрепление произносительных умений и навыков.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Возможность использования двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев, наглядность происходящего действия помогает удерживать внимание детей, учит умению подбирать образные выражения при описании предмета, созданию небольших рассказов и проигрыванию созданного сюжета.
Подготовленные в виде таких мультимедийных презентаций материалы предлагаются и родителям. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес не только детей, но и родителей.
Применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников. Однако создание учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
1. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.
2. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
3. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
4. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности.
Список литературы:
1. Гаргуша Ю. Ф., Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.
2. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3
3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед. – 2006. № 6.
4. Селянина С. Ю. «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми». Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск.