Вера Батакина
Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования у дошкольников навыков выразительного чтения существенное значение имеет знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Особенность метода мнемотехники в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Публикация «Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения» размещена в разделах
Мнемотехника является уникальной системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Любое стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений и выразительному чтению увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать и опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются поочередно. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Одним из наиболее эффективных методов мнемотехники является работа с мнемотаблицами. Поскольку мнемотехника всегда строится от простого к сложному, то начинать работу следует с простейших мнемоквадратов (одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение, затем перейти к мнемодорожкам (ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения, и позже – к мнемотаблицам (это целая схема, в которую заложен текст). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Это особенно важно для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних — дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи и пополнение словарного запаса; преобразование образов в символы (перекодирование информации); развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и образного (ассоциативного) мышления, воображения; развитие мелкой моторики.
Методика работы с мнемотаблицей:
1) Выбранное для запоминания стихотворение разбиваем, совместно с ребенком, на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания.
2) Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок.
3) После этого, просим ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
4) Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Данная методика имеет высокую эффективность при работе с детьми, т. к. увлекает детей, превращает занятие в увлекательную игру, позволяет значительно быстрее запомнить текст, а при рассказывании не отвлекаться на припоминание текста, а уделять больше внимания интонационной выразительности.
Литература:
1. Олейник Н. А. «Технология формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 .
2. Омельченко О. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связанной речи». «Логопед», 2008г, №4.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. : «Детство-Пресс», 2009 г.