Светлана Васильева
Использование мнемотаблиц при разучивании стихов с детьми 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотаблиц при разучивании стихов с детьми 5–6 лет с ОНР
Скоро дети пойдут в школу. Важное условие для хорошей учёбы ребенка это развитие памяти.
Дошкольный возраст является периодом, когда складываются наиболее благоприятные условия для развития памяти. Именно память является в детском возрасте одной из центральных функций психики, на которой строятся и мышление, и воображение. Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все связано с работой памяти. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. На помощь приходит мнемотехника, которая делает процесс запоминания информации более увлекательным и быстрым.
Публикация «Использование мнемотаблиц при разучивании стихов с детьми 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Что такое мнемотехника? Мнемотехникой называется набор приемов, которые позволяют за короткое время запоминать большие объемы самой разной информации, это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. В мнемотехнике существует множество приемов, развивающих различные виды памяти. Остановимся на мнемотехнике в детском саду.
Ребенок дошкольного возраста не способен освоить сложные мнемотехнические приемы, однако это не значит, что нельзя пользоваться принципами данного навыка. Например, все книжки для дошкольников содержат картинки не только для привлечения внимания, но и для наглядной демонстрации того, о чем говорится. Все алфавиты снабжены картинками, благодаря которым ребенок проще запоминает буквы, так как ассоциирует их с предметами.
Начиная с 3-4 лет применяются следующие упражнения:
Мнемоквадраты - использование картинок с простым изображением, которое поймет ребенок. Картинка может подразумевать один или несколько предметов или понятий. С помощью картинок можно пополнять словарный запас ребенка, обучать его каким-то простым действиям повседневной жизни.
Мнемодорожки. Несколько картинок, которые представляют собой правильную последовательность какого-либо действия или события. Например, смена времен года, процесс от пробуждения до выхода из дома (убирание постели, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
Для заучивания стихотворений, составления рассказов мы с нашими детьми 5-6 лет используем мнемотаблицы, основанные на методике «Ассоциативный ряд». Оптимально будет применять технику создания необычных ассоциаций, придумывания стихов, историй со словами, которые нужно запомнить.
Любую, даже самую скучную информацию можно легко запомнить, если создать яркие и необычные ассоциативные связки. Это не должны быть общепринятые, простые и логические ассоциации. Ассоциации создаются индивидуально и должны быть достаточно интересными, чтобы мозг зафиксировал их в памяти.
Мнемотаблицы. Представляют собой несколько собранных вместе картинок: от четырёх до девяти, которые шифруют стихотворения для детей, сказки, обучающие истории и другое. Изображения на карточках должны быть яркими, большими, простыми и понятными для ребенка. Нужно учитывать возраст, словарный запас. Если какое-то понятие на картинке ребенок не понимает, использовать его для мнемотехники нежелательно.
Составляя Мнемотаблицу, предлагаем детям различные образы в виде картинок, которые помогают зрительно представить содержание стихотворения, совместно с детьми размещаем картинку в таблице. Для лучшего восприятия мнемотаблицы лучше делать цветными. В таблицу можно поместить стихи, короткие рассказы и сказки.