Наталья Ларина
Использование мнемотаблиц как метод заучивания стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе:
«Я знаю, что нужно придумать»
Автор: Ларина Наталья Владимировна
Организация: МДОУ «Детский сад №42
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи в образовательных областях
«Физическое развитие» :
- формировать правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении;
- формирование правильного физиологического дыхания;
- закреплять умение соотносить движения с речью
Публикация «Использование мнемотаблиц как метод заучивания стихотворения А, Барто „Я знаю, что надо придумать“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- развивать мелкую моторику рук;
«Социально-коммуникативное развитие» :
Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со
сверстниками и взаимодействия со взрослыми. Воспитывать умение проявлять сочувствие, умение проявлять заботу об окружающих.
«Познавательное развитие» :
- уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи.
- развивать логическое мышление и творческое воображение, смекалку, наблюдательность.
- развитие пространственных представлений: понятия «далеко», «близко».
- формирование умений соотносить знаковые символы с образами.
- развитие психических процессов: зрительной памяти, внимания, наглядно - действенного мышления.
«Речевое развитие» :
Связная речь: упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием опорных схем, умении называть признаки предмета.
Развивать умение запоминать стихи с использованием опорных схем; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Словарь и грамматика: активизировать в речи детей слова, обозначающие качества предметов;
Упражнять в умении употреблять существительные в именительном и винительном падежах.
Звуковая культура речи: вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение;
Развитие и дифференциация силы голоса.
«Художественно - творческое развитие» :
продолжать знакомить детей с творчеством А. Л. Барто; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа:
Произведений А. Л. Барто, рассматривание иллюстраций, наблюдения в процессе прогулок, речевые гимнастики, пальчиковые игры и дидактические игры по лексической теме «Зима».
Словарная работа: знакомство со значением слова «холмы».
Демонстрационный материал:
Опорные схемы на тему : опорные схемы для заучивания стихотворения А. Л. Барто «Я знаю, что надо придумать».
Раздаточный материал: прозрачные пластины зеленого цвета.
Ход занятия:
Вводная часть. Приветствие. (Дети встают вкруг).
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Ход занятия
Организационный момент. Ребята, какое сейчас время года?
- А почему на улице так много снега? Может сейчас всё таки зима?
- Ребята, а что бывает зимой?
- Дети: зимой идёт снег, дует сильный ветер и. т. д.
Воспитатель:
Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и пропойте протяжно звук у-у-у (Дети поют звук на одной высоте). Если рука поднимается, то вьюга воет громче. Если рука опускается, вьюга воет тише (дети пропевают звук, дифференцируя силу голоса)
Воспитатель: Зимой много снега и очень холодно, давайте вспомним как шёл снег.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница,
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки)
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки,
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот она какая зима долгая и снежная. Мы уже так устали от неё хотим яркого солнышка, теплых деньков и пения птиц.
Воспитатель: Знаете ребята, Агния Барто придумала, как порадовать себя, как зимой лето вернуть. А хотите Вам тайну подарю как можно превратить зиму в лето. Посмотрим вдаль на деревья. Какого они цвета? Теперь посмотрите на сугробы рядом с детским садом. Сейчас с нами произойдёт чудо. Возьмите пластины посмотрите через них на далекие деревья, на сугробы, какого теперь они цвета? Да, они стали зелеными, как летом! Правда,чудо! А теперь давайте послушаем, что придумала Агния Барто, чтобы зима превратилась в лето.
1. Воспитатель читает стихотворение.
2. Что хочет автор (чтоб не было больше зимы).
3. Что придумала она сделать, чтобы среди зимы наступило лето?
4. Ребята, что такое стекляшка?
5. Воспитатель читает стихотворение добавляя картинки.
6. Работа по каждой картинке.
7. Повторение стихотворения детьми за воспитателем.
Воспитатель:
Давайте теперь поиграем со стихотворением. (Дети встают со стульчиков).
Повторение детьми за воспитателем с движением.
Я знаю, что надо придумать (поднять указательный палец вверх)
Чтоб не было больше зимы (руки крест на крест).
Чтоб в место высоких сугробов (показать сугробы)
Вокруг зеленели холмы (повернуться вокруг себя)
Воспитатель: (обращаясь к детям)
А вы знаете?
Дети:
Смотрю я в стекляшку зеленого цвета
И сразу зима превращается в лето (поднять руки перед собой, как бы держа стекляшку).
Воспитатель:
Кто хочет рассказать стихотворение сам?
Стихотворение рассказывают 1 -2 ребенка.
Воспитатель:
Игра «Какого предложения не стало?» (Воспитатель убирает картинку, а дети должны сказать какого предложения не хватает в стихотворении).
Воспитатель:
Ребята, с каким стихотворением мы сегодня познакомились? Что вам понравилось больше всего?
Я предлагаю взять наши стекляшки на прогулку и посмотреть сквозь них на улице.
Использованная литература.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —
М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Барто А. Л. Стихи детям /Вступ. Слово Р. Гамзатова; Предисл. В. В. Смирновой; Коммент. Е. Таратуты; Ил. М. П. Митурича - М. : Дет. Лит., 1981._638 с. ,9 л. Ил. (б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 4,
О. С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5 -7 лет. Творческий центр Сфера, 2010 г.
Л. Е. Белоусова. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2003 г.
Л. П. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва. АСТ. 2002 г.