Антонова Вероника Александровна
Использование метода схематизации при разучивании песен
В своей работе при разучивании песен я использую метод схематизации и моделирования. Это позволяет детям быстрее запомнить текст песни, полнее понять ее содержание, а также развивает логическое мышление и творчество, как так на первых порах я предлагаю детям готовые схемы, а в дальнейшем, в старшей и подготовительной группе, детям предлагается уже самим придумать схемы к песням.
Приведу примеры.
Вот песня «ДЕТСКИЙ САД» (слова О. Высотской, музыка Т. Попатенко, которую мы разучиваем с детьми в средней группе.
Публикация «Использование метода схематизации при разучивании песен» размещена в разделах
В первом куплете поется о том, как детей спрашивают, куда они ходили, и они отвечают, что ходили в детский сад.
Во втором куплете дети рассказывают, какие в детском саду есть игрушки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В своей работе при разучивании песен я использую метод схематизации и моделирования](https://www.maam.ru/upload/blogs/b9f10df4ae9d9a137ea7fbb95dd6db81.jpg.jpg)
В третьем куплете дети отвечают, что они делали в садике: поиграли в лошадки, съели кашу и кисель, поспали.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Приведу примеры](https://www.maam.ru/upload/blogs/839166e2b14f767040f861ed24958349.jpg.jpg)
Четвертый куплет – повторение первого.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Вот песня ДЕТСКИЙ САД слова О](https://www.maam.ru/upload/blogs/4f1874c96cd8050abb4519035dfacec8.jpg.jpg)
А вот песня, которую разучивают уже в старшей группе, песня Е. Гомоновой «Солнышкино платьице»
1 куплет – у солнышка розовое платье.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Высотской музыка Т](https://www.maam.ru/upload/blogs/410f2ad3fca334372957307691cf0daa.jpg.jpg)
2 куплет – у солнышка желтое платье.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Попатенко которую мы разучиваем с детьми в средней группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/cb88380efb6b416d40f54a7b30a41c0c.jpg.jpg)
3 куплет – у солнышка красненькое платьице.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Использование метода схематизации при разучивании песен размещена в разделах Песни](https://www.maam.ru/upload/blogs/f7d3cd5cee30fdbc9fde14bb140dfcb5.jpg.jpg)
Так как именно в старшей группе осуществляется переход от непосредственного изображения объекта к схематичному изображению, то эта песня очень удобно подходит для перехода. После 2-3 занятий, на которых используются эти картинки, изображения заменяются на вырезанные кружочки, соответственно розовый, желтый и красный, подразумевающие солнышко в розовом, желтом и красном платье.
А вот еще одна песня – «На лужайке» музыка В. Деменьтева
Сперва содержание песни я также раскрываю для детей с помощью картинок.
1 куплет – на полянке зайка играет на барабане.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Все материалы на тему песен Темочки В первом куплете поется о том как детей спрашивают куда они ходили и они отвечают что ходили в детский сад](https://www.maam.ru/upload/blogs/cde4580eef123c313df7cf2da75316e4.jpg.jpg)
2 куплет – на полянку вышел медвежонок и стал топать.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Во втором куплете дети рассказывают какие в детском саду есть игрушки](https://www.maam.ru/upload/blogs/83af31d58a1ae8acc99d6710f5e5c028.jpg.jpg)
3 куплет – на полянку вышли лягушата и начали прыгать.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В третьем куплете дети отвечают что они делали в садике поиграли в лошадки съели кашу и кисель поспали](https://www.maam.ru/upload/blogs/debe8a884d84a06d1c54e1322af3d030.jpg.jpg)
4 куплет - пошел дождик и всех разогнал.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Четвертый куплет повторение первого](https://www.maam.ru/upload/blogs/ce552745ddd18e2cf06b9c722ac564a6.jpg.jpg)
После восприятия детьми иллюстраций к куплетам песни мы переходим к схематичному изображению животных:
Зайка -
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 А вот песня которую разучивают уже в старшей группе песня Е](https://www.maam.ru/upload/blogs/bee013c4eda5d3738ab78d46a53037cb.jpg.jpg)
Медведь-
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Гомоновой Солнышкино платьице куплет у солнышка розовое платье](https://www.maam.ru/upload/blogs/e905d78f554c6951cb4c78b73775e5e7.jpg.jpg)
Лягушата –
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 куплет у солнышка желтое платье](https://www.maam.ru/upload/blogs/750e0bf7af34e98e50e8cf644d8a419a.jpg.jpg)
Дождик –
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 куплет у солнышка красненькое платьице](https://www.maam.ru/upload/blogs/d9552449b4ea068e8960a1fef5fb1af5.jpg.jpg)
В конце занятий я прошу детей самостоятельно составить схему песни (выложить последовательность куплетов). Последовательность выглядит приблизительно так:
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Так как именно в старшей группе осуществляется переход от непосредственного изображения объекта к схематичному изображению то эта песня очень удобно подходит для перехода](https://www.maam.ru/upload/blogs/aaf5249751025a57b51fb181b1c8511b.jpg.jpg)
Эти же карточки можно использовать, когда на занятии приходиться выбирать, кто из детей будет исполнять пеню (пение по куплетам). Дети вытягивают карточки, как билетики, и исполняют тот куплет, картинка с которым им попалась.