Мария Давидович
Использование математической сказки в развитии познавательного интереса старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательные интересы на пути своего развития характеризуются познавательной активностью, избирательной направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинно-следственные связи. Они включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием.
Публикация «Использование математической сказки в развитии познавательного интереса старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В общепедагогическом смысле интерес определяется (от лат. interests – имеет значение, важно) как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.
Математическое развитие - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда идет речь о дошкольнике, то необходимо иметь в виду, что математику следует связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь.
Сказка – универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.
В дошкольном образовательном учреждении работа поставлена так, что сказка может присутствовать в непосредственной образовательной деятельности: развитие речи, рисование, лепка. Поэтому они интересны и увлекательны.
Математическая сказка представляет собой разновидность повествовательного текста, который создается педагогом в соответствии с программным содержанием математического развития для детей конкретного возраста.
По мнению З. А. Михайловой, математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.
Л. М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изученными материалами :
- понятийные сказки, которые включают основные и первичные математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единстве математическое целое соединяются различные математические понятия.
Математическая сказка соответствует следующим критериям:
- отсутствие содержательных математических ошибок;
- завершенность сюжета;
- последовательность и логичность изложения;
- оригинальность сюжета.
Математические сказки выполняют различные функции в образовательном процессе:
- организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу;
- содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
- контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
- мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении математики.
В математических сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира.
В своей работе педагог использует несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывать возрастные особенности детей, а также математическое содержание :
- форма;
- величина;
- ориентировка в пространстве и времени;
- совершенствование навыков счёта;
- моделирование и т. д. удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
Перед тем, как приступить к формированию элементарных математических представлений с использованием дидактической сказки, с детьми нужно провести подготовительную работу: перечитывать сказки детям или слушать в записи (аудиокассеты, инсценировать сказку или часть её в каком-либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке как о литературном произведении, можно приступить к наполнению её математическим содержанием, стараться, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания могут быть достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, так как по ходу сюжета дидактической сказки герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки.
Формирование математических представлений с использованием дидактических сказок проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.
Педагог должен стараться не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, поисковыми вопросами воспитателю нужно подводить к догадке или выводу.
Необходимо использовать красочные, необычные пособия, «волшебные мешочки», корзинки, сундучки, шкатулки, письма от сказочных героев, шишки, жёлуди, камешки, ракушки, «волшебные» клубочки и т. д.
Эта деятельность, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребё нка умения самому находить ответ на вопросы:
- Как изменить;
- Смоделировать;
- Сгруппировать;
- Составить;
- Отыскать
- Отгадать;
- Раскрыть секрет.
Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и увлекательным.
Обыгрывая сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше. Ребёнок слушает дидактическую сказку, рассматривает картинки, выполняет разнообразные математические задания - всё это способствуют развитию математических способностей, памяти и мышлению.
Таким образом, математическая сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.