чернель
Использование магнитного конструктора Magformers для развития пространственного мышления дошкольников как основы формирования
▼ Скачать + Заказать документы
Использование магнитного конструктора Magformers для развития
пространственного мышления дошкольников как основы формирования
естественнонаучных, цифровых и инженерных концепций человека будущего
В современном мире в дошкольных учреждениях образовательный процесс направлен на всестороннее развитие детей - формирование ребенка дошкольного возраста, как личности, развитие его индивидуальности - это становится на первое место.
Публикация «Использование магнитного конструктора Magformers для развития пространственного мышления дошкольников как основы формирования» размещена в разделах
- Игры с магнитами
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте, в качестве структурного компонента содержания дошкольного образования впервые выделена образовательная область «Познавательное развитие», потому как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для познавательного развития детей.
Познавательное развитие дошкольников рассматривается как важнейшее средство формирования у детей отношения к действительности, развитие всесторонне развитой личности, а также пробуждает непосредственный интерес к жизни. Для того чтобы содержание данной образовательной области воздействовало на ребенка наиболее эффективно и достигало поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все виды познавательно-исследовательской деятельности, а также должна осуществляться на естественных примерах окружающего мира. Поэтому развитие пространственного мышления у дошкольников является одной из важнейших задач.
Пространственное мышление – это особый способ восприятия, который помогает мысленно представлять предмет и явления в таком виде, как они выглядят в пространстве - размер, форма, взаимоотношения между частями, местонахождение.
Актуальность. В современных условиях пространственное мышление стало актуальным, потому как возросла роль схематичности, условных обозначений, графических изображений. Для развития у детей пространственного мышления большую актуальность имеет внедрение в предметно –игровую среду современных игр – это различные новейшие конструкторы, развивающие у детей целенаправленное развитие конструктивного мышления. Мы в своей работе используем магнитный конструктор «Магформерс» - это один из эффективных развивающих конструкторов нового поколения, состоящий из деталей простых геометрических форм : квадраты, треугольники, различные ромбы, они легко между собой соединяются силой магнитного притяжения. Магниты находятся внутри очень прочного многослойного пластикового корпуса, поэтому они ни при каких обстоятельствах не могут выпасть, однако магниты свободно вращаются внутри, всегда поворачиваясь друг к другу нужным полюсом, поэтому, все детали конструктора легко притягиваются. С его помощью можно создавать - дома, корабли, машины, замки, каркасы предметов, то есть, на практике познавать мир. В игре с магнитным конструктором ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются, развивается пространственное и абстрактное мышление.
Работа по использованию магнитного конструктора помогает осуществить ряд образовательных задач, открывает для детей мир симметрии, геометрических последовательностей, закономерностей, развивает в них пространственное мышление.
1. Развитие мелкой моторики, речевые и умственные способности.
2. Развитие ориентировки в пространстве.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.
4. Развитие умения строить по схемам, по замыслу, по инструкции.
5. Развивает дружеские отношения между детьми.
Знакомство детей с магнитным конструктором начинаем с младшей группы, дошкольники находят знакомые геометрические фигуры, называют их, выкладывают фигуры на плоскости в различные формы, большего всего детям интересно соединять фигуры, так как фигуры магнитного конструктора легко притягиваются между собой.
В старшей и подготовительной группах продолжается игра с конструкциями и объемными фигурами. Легкий в игре конструктор позволяет детям строить многогранники, различные сооружения: мосты, башни, ракеты.
Для развития у дошкольников навыков работы в коллективе, делим детей на игровые подгруппы, им даются различные задания по созданию тех или иных конструкций, а затем предлагаем соединять их в общую композицию. Так, например, в подготовительной группе создавали такие композиции - «Город мечты», «Космические просторы». Совместные игры учат детей умению договариваться, распределять обязанности, подбирать необходимый материал, работать не мешая друг другу. При обыгрывании построек развивается речь детей, память.
Обучая детей игре с конструктором, мы использовали обычные схемы, которые применялись в построении простых объемных геометрических фигур – это из шести квадратов создавали куб, из квадрата и четырех треугольников - призму. Каждый раз задания для детей старших групп постепенно усложнялись – например из созданных уже призмы и куба необходимо было создать какую- либо постройку – дети соединяли это в домик. В последствии воспитанники самостоятельно стали придумывать различные объемные фигуры, особенно ребятам нравится выкладывать вначале на плоскости фигуру, а затем медленно ее поднимая она превращается в интересную, объемную фигуру. Такое «превращение» еще более развивает у детей интерес к конструктору. В старших группах проводятся соревнования – у кого фигура будет более замысловатой, более интересной. Дошкольникам нравится устраивать соревнования, они придают им уверенность в собственных силах, развивают активность работать и играть с занимательным конструктором. Создавая объемные фигуры у дошкольников развивается пространственное мышление, дети начинают видеть фигуру в объеме, со всех сторон, анализируют, думают, предлагают новые различные варианты поисков ответа, подбирают недостающие фигуры, могут их поменять местами и т. д.
Для обучения детей магнитному конструированию используются разнообразные приемы. Приемы используются на основании возрастной группы, а также зависят от опыта детей в знании предметов, от умения и навыков в конструировании.
1. Рассматривание схемы постройки и показ приемов изготовления конструкции.
2. Разьяснение задачи, которую дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ и объяснение технических приемов работы, которыми дети овладевают при создании конструкций.
4. Анализ созданной конструкции и оценка процесса работы.
Дети прирожденные конструкторы, изобретатели и исследователи. Играя они придумывают и создают свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и неограниченное творчество. Дети нашей группы имея свой опыт игры с магнитным конструктором хорошо знают конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования и оформления. Дети с увлечением играют с конструктором, что способствует развитию у ребят пространственного, логического и ассоциативного мышления и памяти. Все данные показатели – это основа интеллектуального развития и хороший показатель готовности детей к школе.
Литература:
1. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО)./ Давидчук А. Н. - М. : "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г. - 88с.
2. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. / Ремезова Л. А. - М. : Школьная пресса, 2004г. - 96с.
3. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. / Комарова Л. Г. - Изд. 2-е. доп. - М. : "Просвещение", 1976г. - 79с.
4. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях. / Гаврилушкина О. П. - М. : Просвещение, 1991г. - 94