Наталья Есина
Использование лэпбука в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного образования согласно требованиям ФГОС ДО к развитию личности ребенка [3]. В рамках социально-коммуникативного развития программные требования приобщения детей к социокультурным ценностям касаются задач формирования основ экономических знаний. Условия ДОУ должны обеспечивать знакомство детей с деньгами и их функциями, получение представлений о бюджете семьи и различных финансовых возможностях семей, осознание необходимости благотворительности [1]. Первое знакомство с экономической стороной жизни дети получают в семье, посещая с родителями магазины, театры, парки и т. п. В современном обществе потребления не редкость появление безмерных потребностей детей, которые не знают цену деньгам. Это актуализирует обращение педагогов к проблеме поиска педагогических средств формирования у детей дошкольного возраста финансовой грамотности.
Публикация «Использование лэпбука в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбук. Финансовая грамота, экономика, деньги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формирование финансовой грамотности предполагает воспитание у дошкольников бережливости, ответственности, здоровой оценки трудовых результатов, и, как результат, овладение навыками экономического мышления, что поможет в дальнейшей жизни стать самостоятельным и успешным человеком [4]. Основным методом формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста является игра, так как она позволяет в доступной и увлекательной форме донести до понимания ребенка элементарные финансовые понятия. Очень хорошо в этом отношении зарекомендовал себя лэпбук [2].
Лэпбук — это дидактическое пособие, имеющее вид папки-раскладушки формата страниц А4, которые имеют кармашки и конверты с карточками, содержащими информацию по определенной теме. Лэпбук призван помочь воспитателю организовать самостоятельную, индивидуальную деятельность детей, а также совместную деятельность педагога и детей [Там же].
Лэпбук по формированию финансовой грамотности позволяет решать ряд задач: образовательных, развивающих, воспитательных. Во-первых, лэпбук способствует формированию представлений о монетах и банкнотах, их различных номиналах, о функциях денег, товарно-денежных отношениях в профессиональном мире, о числах. Во-вторых, использование лэпбука стимулирует познавательную активность детей и развитие речи, развитие памяти и внимания, способствует развитию экономического мышления. В-третьих, воспитательный потенциал лэпбука заключается в том, что в играх с ним у детей формируются такие качества, как бережливость и ответственность, правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и грамотное финансовое поведение.
Информационное содержание лэпбука рассчитано на детей 4-5 лет и включает картотеку загадок, пословиц и поговорок экономической направленности, картотеку иллюстраций с людьми различных профессий и изображений продуктов и товаров, требующих финансовых расходов в семье, дидактические игры. В работе с лэпбуком дети знакомятся с пословицами и поговорками, например: копейка рубль бережет; доход не бывает без хлопот; работа грязна, да денежка бела; всех денег не заработаешь; не имей сто рублей, а имей сто друзей. Народная мудрость учит детей быть бережливым, трудолюбивым, помогает им осознать негативные стороны любви к деньгам, алчность и лихоимство.
Для формирования представлений о торгово-экономических отношениях в мире профессий детям предлагаются загадки, например: из какого автомата получаем мы зарплату? Это чудо-аппарат — он зовется … (банкомат); на работе всем за труд ее честно выдают. От врача до дипломата — получают все … (зарплату); дела у нас пойдут на лад, мы в лучший банк внесли свой … (вклад); перед зарплатой в месяц раз можно получить … (аванс); все, что в мире продается, одним словом все зовется, и мука, и самовар называется … (товар).
Используя наглядный материал лэпбука, воспитатель может рассказать детям, что можно купить на деньги. По данному воспитателем образцу и с опорой на наглядный материал дети также могут рассказать о покупках.
Касса с бумажными деньгами различного номинала и мини-магазин позволяют организовать сюжетно-ролевые игры и предоставляют возможность детям получить финансовый опыт.
Карточки с изображением профессий и товаров позволяют организовать дидактические игры в малых группах детей и парами. Дети могут играть как под руководством воспитателя, так и самостоятельно.
Лэпбук будет эффективным средством формирования финансовой грамотности у дошкольников при условии систематического использования в непосредственной образовательной и свободной самостоятельной деятельности.
Список использованной литературы
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. Ф. Дорофеевой — Издание пятое [инновационное], испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
2. Рябова, И. А. Технология «Лэпбук» как современной средство обучения детей дошкольного возраста / И. А. Рябова, О. И. Осина // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2018. — №4(48). — С. 69-72.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/documents/2013/11/25/doshk-standart-dok.html ( дата обращения: 23.01.2023).
4. Чекина, А. А. Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры [Электронный ресурс] / А. А. Чекина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — №7(44). — С. 18-21. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6489/ ( дата обращения: 23.01.2023)