Юлия Седых
Использование логоритмических упражнений в режимных моментах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логоритмических упражнений в режимных моментах
МАДОУ «Детский сад № 19 г. Благовещенск»
Седых Юлия Анатольевна
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?
Публикация «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах ДОУ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Логоритмика – это система упражнений с использованием движений, речи и музыки.
Современная жизнь ставит новые проблемы перед педагогами в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье детей, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику и многое другое. Стоит заметить, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено дополнить содержание традиционной программы дошкольного образования -логоритмикой
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Логоритмические занятия включают в себя:
• ходьбу под музыку;
• игры для развития дыхания;
• упражнения для артикуляции;
• ритмические задания;
• речевые упражнения;
• пальчиковые игры.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Цель логоритмических занятий - Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Связь моторного и речевого ритмов
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:
• дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
• артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
• игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
• пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
• речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
• сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
• коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
• музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• укрепить костно-мышечный аппарат
• развитие фонематического слуха;
• изменить общую реактивность организма
• развитие пространственной организации движений;
• способствует формированию двигательной активности
• развитие общей и тонкой моторики, мимики
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
Логоритмические игры и упражнения можно использовать в режимных моментах.
• утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
• проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД;
• динамические паузы между НОД;
• физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала;
• логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;
• бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
• подвижные игры с речетативом и движениями;
• логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Заключение.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:
• перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
• улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
• появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
• легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
• формируются основы культуры движения, правильная осанка;
• оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
• появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Подведё м итог беседы:
Логоритмические упражнения можно применять не только на занятиях, но и включать отдельные логоритмические упражнения в режим дня дошкольника. Логоритмические упражнения можно проводить в отдельных режимных моментах, как под музыку, так и без нее. Музыкальное сопровождение упражнений дает положительный эффект для развития и закрепления полученных качеств и умений, для формирования координации движений, воспитывает чувство ритма, а самое главное занятия логоритмикой способствует развитию речи и мозговой деятельности.