Абрамова Вера Николаевна
Использование логических головоломок в формировании математической грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование логических головоломок в формировании математической грамотности"
Особое значение в работе со старшими дошкольниками мы придаем математической грамотности.
Математическая грамотность дошкольника – это способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Публикация «Использование логических головоломок в формировании математической грамотности» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно – логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как у них мышление наглядно - действенное и наглядно – образное.
Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Ребенок должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Один из приёмом, который мы используем для формирования математической грамотности- головоломки.
Особенно любимы моими воспитанниками головоломки с перекладыванием спичек. Вместо спичек мы используем счетные палочки.
Уважаемые коллеги, давайте сейчас тоже попробуем разгадать несколько головоломок. Они вам знакомы из детства.
"Головоломки" -ключ, дом, корова, рыбка, коврик, решетка.
Несмотря на многообразие методик, средств и способов формирования математических представлений, игровая деятельность является наиболее важной областью, используемой для этой цели.
Давайте поиграем. Предлагаю вам две математических игры.
Игра «Найди листок для божьей коровки»
Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5 (10, закреплять знания цифр в пределах 5.
Задачи:
1. закрепление представления о составе числового ряда до 5 (10);
2. совершенствование навыка сравнения чисел в ряду до 5 (10);
3. совершенствование умения считать в уме;
4. развитие памяти, интеллекта, концентрации внимания, умения логически мыслить.
Эта игра учит детей соотносить цифру с числом. Чтобы найти соответствующий листок для божьей коровки – нужно выбрать насекомое и посчитать количество точек на крылышках, а затем выбрать листок с соответствующей цифрой.
Подвижно-математисеская игра «Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.(10)
Задачи:
1. совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
2. развивать психологические процессы : слуховое и зрительное внимание;
3. развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе;
4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
5. воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1-5(10, если детей много, то образуем 2, либо несколько команд. Задание «Едем в цирк»
Тип задания: задание с противоречивыми данными
Фабула (сюжет) : Оля на свой День рождения пригласила Петю, Дашу и Машу в цирк. Каждому другу предстояло добраться самостоятельно до пункта назначения на автобусах (№2, №13 и №30).
Индикатор: способность анализировать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы
Формулировка задания : Предложите варианты ответов, на каком автобусе поедет каждый ребенок. Если Оля и Петя не поедут на автобусе №30 и №13, а Даша не поедет на автобусе №2.
Варианты ответов:
1. Оля с Петей поедет на автобусе №2, Даша на автобусе №30, Маша на автобусе №13.
2. Оля с Петей поедет на автобусе №2, Даша на автобусе №13, Маша на автобусе №30.
Данное задание позволит детям сделать вывод:
1. Девочки поедут на разных автобусах.
2. Оля с Петей поедут на одном автобусе
Спасибо за внимание и ваше участие.
«Пляшущие человечки»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.
Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки». Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга. др
Считаю, ято наиболее важным является, использование математических приёмов детьми в повседневной жизни, даже не понимая, что они сейчас задействуют имено какой-то математический метод или способ. После опытного использования данных задач и методов в формировании математической грамотности, могу сделать вывод, что дети стали больше интересовать головоломками, очень нравится им задачи связанные с финансами. Также дети если изначально могли собрать самые простые головоломки, и то не все дети, то спустя два месяца занятий, дети спокойно справляются головоломками средней сложности, некоторые дети, могут уже собирать и головоломки высокой сложности.
Спасибо за внимание.