Антонина Кононова
Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Изучив, методическую литературу, я пришла к тому, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. Поэтому, исходя из вышесказанного одним из наиболее эффективных пособий для интеллектуального развития являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Публикация «Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
Логические блоки представляют собой набор из 48 объё мных геометрических фигур:
- четырёх форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- трёх цветов (красный, синий, жёлтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами:
формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
С целью развития у детей умения размышлять, применять полученные знания на практике, конкретизировать, сравнивать, обобщать, я решила использовать логические блоки, которые помогают овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пердматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Начинала эту работу с детьми четырёх лет, так как я работаю на логопедической группе и продолжала до выпуска в школу. С каждым годом задания в играх усложняла. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, величины, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
На первом этапе в процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Например, в игре «Воздушные шарики» дошкольники «привязывали» (прикладывали) шарики к ниточкам, но только так, чтобы цвет (размер) ниточки соответствовал цвету (размеру) шарика.
На втором этапе дети овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам: цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т. д. Например, игра
«Угадай - ка», где Буратино прячет блок (подарок) и даёт задание угадать сразу два его свойства. Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы.
На третьем этапе – по трё м свойствам: размеру, форме и толщине; цвету, форме и размеру и т. д. Например, в игре «Найди клад» кладоискатели ищут клад. Они должны указывать сразу три свойства:
- Клад под красным большим кругом?
- Нет.
- Под красным маленьким квадратом?
- Нет.
- Под синим большим квадратом?
- Да.
Игроки при отгадывании должны обязательно назвать три свойства.
На четвё ртом этапе работали уже с четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной.
При этом в одном и том же упражнении всегда варьировала правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько малышей строят дорожки от дома медведей, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Одному ребёнку я предлагаю построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством); другому – чтобы рядом не было одинаковых блоков по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами); третьему – чтобы рядом не было одинаковых блоков по форме, цвету и размеру (оперирование одновременно тремя свойствами).
На пятом этапе, когда дети хорошо освоили задачи предыдущих, ввожу игры с использованием карточек с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств. Например: не круглый, не красный и т. д. Карточки с символами свойств помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - к словесно-логическому мышлению. Знакомство ребёнка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.
Включала игры, которые помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Например, игра «Помогите фигурам выбраться из леса». Перед детьми таблица. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из леса. Сначала дети устанавливают, для чего расставлены знаки. Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. В игре «Раздели блоки -I» дети помогают игрушкам Степашке и Филе разделить блоки между собой так, чтобы у Фили оказались все красные. В игре «Раздели блоки - II», дети помогают Вини-Пуху и Пятачку решить задачку про конфеты. Их надо разделить так, чтобы у Вини-Пуха оказались все жёлтые конфеты, а у Пятачка – все прямоугольные. После практического решения задачи дети называют: у Вини-Пуха конфеты жёлтые, не прямоугольные, у Пятачка – прямоугольные не жёлтые.
Играя с логическими блоками, ребё нок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает. Например, игра «Помоги друзьям». Ребёнок помогает двум медвежатам разделить сыр (блоки). В игре «Такая же»- ищет нужный блок. «Головоломки» - выкладывает предмет из частей.
Дошкольники любят играть с блоками Дьенеша. И поэтому используют их не только в дидактических играх, но и в подвижных играх, как предметные ориентиры, (обозначаем домики, дорожки, лабиринты); в творческих играх: например, игра «Магазин» - где блоки-деньги, цены на товар обозначаются кодовыми карточками и т. д.
Работая с блоками Дьенеша, могу сказать, что это универсальная развивающая игра. Дети, играя с ними, овладели умениями преобразовывать, группировать классифицировать, сравнивать и обобщать по ним предметы; кодировать и декодировать информацию; освоили алгоритмические умения.
С их помощью сформировала представление о множестве, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Через такие игры как «Вырастим цветы», «Украшаем ёлочку мы в просторном зале», «Пирамидка», «Рыбка», «Цыплёнок», «Божья коровка» и т. д. развивала творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, также психические функции, связанные с речевой деятельностью