Кропачева Светлана Витальевна
Использование крупы в работе с детьми со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Использование крупы в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Публикация «Использование крупы в работе с детьми со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
Развитие ощущений и восприятия ребенка — необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.
Чтобы заинтересовать ребенка со сложной структурой дефекта и помочь ему развить определенные навыки, педагогу необходимо каждый раз придумывать что- то новое, что-то особенно привлекательное, для этого очень подходит сыпучий материал. Ведь с ним можно придумывать очень много интересных занятий – именно это я расскажу в данной статье.
Для занятий подойдут разнообразные сыпучие материалы:
- различная крупа,
- песок,
-бобовые,
- зерна,
- семена,
-макароны,
- соль и др.
Для большего привлечения внимания детей данной категории, сыпучий материал можно окрашивать в различные цвета с помощью пищевых красителей.
Занятия для детей с использованием сыпучих материалов помогают развивать:
сенсорное познание предметов и веществ;
мелкую моторику;
координацию;
практические навыки;
логическое мышление;
чувственное восприятие;
слуховое восприятие;
тактильные ощущения;
воображение;
аккуратность;
успокоительный эффект и мн. др.
Примеры занятий с использованием сыпучих материалов
1. Для развития тактильного восприятия предметов, предлагается сшить мешочки и наполнить их разной крупой. Задание заключается в том, что нужно найти мешочки с одинаковым наполнителем из крупы (подобрать пару).
2. Так же такие мешочки с крупой, можно бросать в цель – ведерко или обруч, лежащий на полу. Такое упражнение способствует развитию координации движений.
3. Сделать тактильные карточки, наклеив на картон разную крупу.
4. Для развития слухового восприятия, предлагается наполнить коробочки от киндер-сюрприза или маленьких пластиковых бутылочек разной крупой (например, горох, рис, пшено). Задание – найти одинаково звучащие коробочки.
5. Следующее задание — собрать крупу в бутылочку с узким горлышком (для этого задания хорошо подойдет фасоль). Такие занятия тренируют у ребенка захват мелких предметов тремя пальцами руки, а это весьма важно для дальнейшего развития графо-моторных навыков у ребенка. К тому же задание можно усложнить, предложив ребенку поработать как правой рукой, так и левой.
6. А вот следующие задание, по словам М. Г. Сороковой помогает развить анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координацию движений, развитие самостоятельности, тренировку пальцев и запястья, подготовку к письму [5, c.167]. Задание заключается в том, что нужно предложить ребенку пересыпать крупу из одной пиалы в другую с помощью ложки.
7. Пересыпать зерна из кувшина в кувшин [c.168].
8. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.
9. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки, ракушки, разноцветные камушки.
10. Просеивать крупу, например манку, искать в ней игрушки, макароны, фасоль, разноцветные камушки.
11. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.
12. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить ребенку разложить их по разным коробочкам.
13. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.
14. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой, например, дорожки между игрушками, фигуры, а так же буквы или цифры.
15. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т. д.
16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.
17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.
18. Использовать сыпучие материалы в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) :
А) Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее. Хорошо использовать манку для изготовления работ на зимнюю тематику, ведь манка очень напоминает снег.
Б) Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.
В) Вдавливать крупу в пластилин или тесто.
Г) Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.
Д) Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.
19. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.
20. Размешивать соль, сахар в воде.
21. Наклеить на бутылочки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.
22. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.
23. Промывать крупу.
24. Замочить и прорастить крупу.
При использовании сыпучих материалов в работе с детьми со сложной структурой дефекта, следует соблюдать осторожность и бдительность, ведь материал является достаточно мелким и может быть проглочен ребенком.
Список источников
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч. -исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 13 с.
5. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. – М. : Издательский центр Академия, 2014 — 168 с.