Кристина Трухина
Использование кругов Луллия в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кругов Луллия развитии детей раннего возраста
Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Иными словами, Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!
Публикация «Использование кругов Луллия в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время этот метод активно используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. Более подробно с использованием Кругов Луллия в работе с дошкольниками можно познакомиться в книге Т. А. Сидорчук и С. В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».
В своей работе я использую дидактическое пособие, сделанное на основе кругов Луллия, как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях.
Пособие в игровой форме позволяет решать следующие образовательные задачи:
• Развитие логического мышления и познавательной активности;
• развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, размера);
• Тренировать наглядно-образное мышление.
• Развивать представление о множестве.
• Формировать представления о математических понятиях.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, сосна, яблоня и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, шишка, яблоко и т. п., а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сосновый бор, сад и т. п.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изо деятельности ребенок самостоятельно выбирает, как и что он будет рисовать: на большом круге прикрепляются различные рисунки, на маленьком – карандаши.
Принцип изготовления развивающего пособия состоит в следующем:
вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. В работе с дошкольниками целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Для детей 2-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Варианты игр с использованием Кругов Луллия
Младший возраст (2-3 года)
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Задание: Найти маме детеныша.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком - их хвосты.
Задание: найди, чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий)
Для детей 3-4 лет я планирую создать еще 2 игры : Времена года (на большом кругу будут расположены месяцы, на среднем - время года, на маленьком дни недели.)
Животные и их места обитания (на 1 кругу - места обитания, на 2- чем питается животное, 3 круг - животное).
Эти игры я планирую использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром.
Именно эти игры я планирую использовать во втором полугодии.
В первом полугодии я планирую внести усложнения, для уже созданных игр. В игре «Чей хвостик» ребенок не только должен будет отгадать где чей хвостик, но и рассказать об этом животном (его отличительные признаки (окраска, издаваемый звук, манера поведения, для игр по сказкам тоже есть усложнения, детям нужно будет самим рассказать про героев этой сказки и про последовательность их появления.
Позже будет новое усложнение - рассказать сказку, глядя на персонажей.