марина воронина
Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Сегодняшний дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.
Публикация «Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
Культура общения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом.
Речевой этикет - это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Человеку, который им следует, легче знакомиться, ладить с окружающими, избегать и улаживать конфликты.
Формирование культуры речевого общения - важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста и цель дошкольного воспитания, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Нашей основной задачей было сделать процесс обучения культуре речевого общения интересным и увлекательным занятием для детей. Эта задача решается через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника.
Всем известно, что игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.
Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, развивают мышление и воображение, осваивают родной язык, и учатся общению.
В нашем детском саду, наряду с применением традиционных методик мы использовали ЛЕГО-конструктор.
ЛЕГО - является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- Формирует навыки общения;
- Даёт возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Особая ценность конструирования заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения, значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.
Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого.
Обозначение и проговаривание заранее установленных норм и правил, облегчает игру и позволяет быстро разрешить конфликтную ситуацию. Для отработки норм вежливого общения в процессе постройки и игры, мы разработали, небольшой свод правил в стихотворной форме.
В ЛЕГО играем - волшебные слова знаем
Чтобы с ЛЕГО порезвиться -
надо нам договориться.
В игру меня примите -
правила мне объясните.
За помощью к другу
легко обращаюсь -
воспитанным, вежливым
быть я стараюсь!
За помощь, за участие
друзьям я говорю «Спасибо»,
«Как счастлив я!»,
«Я вас благодарю!».
Задачей воспитателя было научить детей понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета : поведение за столом при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствовало развитию речевого общения совместной деятельности.
Чтобы легче детям усвоить материал, в образовательный процесс мы включили речевые дидактические игры и упражнения с использованием деталей конструктора, которые мы разработали.
Дидактические игры «Вежливо – невежливо», «С кем можно так общаться?», «Глухой телефон», «Волшебная поляна», «Цепочка вежливости», «Эхо», «Приветствие!», «Потерялось словечко», «Волшебный диктант».
Например, самые любимые детьми игры:
Игра «Цепочка вежливости»
Цели: Формировать навыки культурного общения. Развивать фантазию, действуя без образца.
Ход игры: Дети встают круг вежливости, нам достаточно организовать цепочку, выберите любую деталь конструктора. Первый человек говорит какое-либо вежливое слово своему соседу и передаёт свой элемент. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое, присоединяя свою деталь. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новые слово и деталь и т. д.
В конце получается интересная постройка, дети дополняют её и обыгрывают в своих играх в течение дня.
Игра «Эхо»
Цели: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» формулами речевого общения в разных видах деятельности. Закрепить умение использования различной тональности в речи. Тренируем знания о величине на практике.
Ход игры: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Ведущий, громко воспроизводит вежливое выражение и выбирает самую большую деталь из предложенных, следующий по цепочке выбирает деталь чуть меньше и повторяет выражение чуть тише. Игра заканчивается (нет меньшей детали по размеру). В конце игры проверяется правильность выбора и можно обозначить самое длинное эхо. ( Усложнение: деталь выбирается по цвету, выражения не повторяются, а подбираются синонимы, или поделиться на две команды выигрывает та, у которой цепочка длиннее).
В процессе ЛЕГО-конструирования дети постоянно взаимодействовали друг с другом и с педагогом. У детей сформировались навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Все это способствовало развитию речевого этикета в совместной деятельности.
Анализ проведенной работы показал, что формирование и совершенствование речи детей, усвоение детьми разговорного языка, развитие речевого этикета успешнее проходит с использованием ЛЕГО-конструктора.
Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-конструирования делает образовательный процесс более результативным, помогает лучшему усвоению материала. А использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.