Анна Мишина
Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования в обучении речи детей дошкольного возраста. Изучению особенностей лексики у дошкольников придается
большое значение. Р. И. Лалаева., Н. В. Серебрякова и другие авторы описывают нарушения лексики у детей, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Исследователями предлагаются некоторые направления работы по
Публикация «Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах
обогащению словаря детей, усвоению ими многозначных слов. А. П.
Иваненко подчеркивает, что не следует переоценивать роль занятий в
усвоение словаря. Это объясняется малым количеством занятий и малым
удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей
Многие авторы считают, что эффективно в работе по формированию
лексикона у дошкольников использовать коммуникативные ситуации.
На актуальность проблемы формирования указывает тот факт, что
своевременное овладение правильной речью имеет большое значение
для становления полноценной личности ребенка, а развитие лексики
является одной из предпосылок для овладения связной речью и
дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Игровые коммуникативные ситуации имеют большие возможности для уточнения, активизации и обогащения словаря ребенка. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:
• Место речевого общения: официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения.
Особенности социальной среды: где происходит общение, во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т. д. ,
• Адресат речи (человек или сказочный герой, его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.
• Цель коммуникации : речевая задача, которую надо решить, проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т. д.
• Предмет коммуникации (тема).
• Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).
Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.
Для сравнения приведу пример высказываний одного и того же ребенка в один и тот же день. Первый монолог был получен в ответ на просьбу «Придумай рассказ по этой картинке. Скажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось». Второй монолог был создан ребенком в игровой ситуации «Придумай рассказ для сказочного букваря», в которой были подробно описаны для ребенка все компоненты игровой коммуникативной ситуации :
«Давай представим, что мы с тобой оказались в сказочной стране. В ней случилась беда. Злой колдун Буквоед украл все буквари и оставил в них только картинки. Первоклассники пришли в школу, хотят научиться читать и писать, а у них в букварях нет ни одного рассказа или сказки. Как же они будут учиться? Они очень расстроились! Может быть, ты сможешь сочинить рассказ по этой картинке из сказочного букваря? Придумай, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось. Придумай такой рассказ, чтобы всем первоклассникам было интересно его читать».
Тексты ребенка приведены без редакции. Были использованы картинки В. Сутеева из цикла «Времена года».
1. Маша и Ваня построили себе елку и сделали Новый год…. И пришел Дед Мороз…. Подарил им подарки…. И всё.
2. Однажды они вышли из дома, чтобы пустить кораблики на речке. Самая первая, кто пустил кораблик, была девочка… Девочка…. У девочки был кораблик на веревочке, а у мальчика – нет. И мальчикин кораблик стал плыть всё дальше и дальше…. а девочкин никуда не уплыл. А у него кораблик – раз! – и уплыл! А они не знают, где кораблик… Девочка…. Девочка сказала: «Возьми мой кораблик!», и он взял ее кораблик за веревочку, и он никуда не утонул».
Как мы видим, когда у ребенка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения и в его речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью.
Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:
• Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
• Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
• Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
• Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).
Очень часто в практике современных детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые коммуникативные ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как:
1. Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей.
2. Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации.
Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие).
В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).
Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою).
Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.
В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т. е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций : тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телеперадаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму.
Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.
Каждая загадка – описание ребенка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветки – загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника каждая мама читает все загадки-сюрпризы и пытается отгадать, где же ее подарок – цветочек от ее малыша.
Данная ситуация многократно апробировалась в разных группах детского сада и неизменно вызвала интерес у детей и родителей и дальнейшее желание дошкольников к освоению речевых умений, сочинению новых сказок, загадок, рассказов.
Игровая коммуникативная ситуация «Слово заблудилось» (фрагмент)
Седьмой год жизни
Адресат речи: слова в домике
Коммуникативная задача : определить лишнее слово в ряду (в доме).
Игровая задача: назвать заблудившееся слово и убрать его из домика, проверить свой ответ
Материалы: слайды презентации. На каждом слайде представлено 4 картинки. Три картинки подходят друг другу и относятся к родственным словам, одна лишняя
Картинки в презентации дают возможность самопроверки. Если это слово относится к данной семье – то под картинкой находится зеленый кружок. Если не относится к данной семье – то красный кружок. Правильно ответа дети могут проверить сами, передвинув с помощью мышки выбранную картинку.
Путь из 5 пустых кружков (как в игре - ходилке).
Примеры картинок:
- печать, печатник, печатающая машина в типографии, печь. Лишнее слово «печь», так как она не печатает, а печет.
- нос (человека, носик (котенка, носище (Бабы – Яги, носильщик. Лишнее слово носильщик, так как носильщик носит вещи, и к носу не имеет отношения.
- лиса, лисята, лисий (хвост, лесник. Лишнее слово – лесник.
Последовательность проведения игры:
В сюжете «Там, на неведомых дорожках» дети попадают на дорожку из 5 кружков. Чтобы по ней пройти, нужно выполнить задания. Пять кружков – пять заданий.
Педагог рассказывает детям историю о том, как однажды слова заблудились и потерялись. Забыли, кто в каком домике живет. В каждом доме должны жить 3 слова. Это слова – родственники, они похожи друг на друга. Например: снег – снежная – снеговик. Или лес – лесной – лесничий. А сколько слов поселились в доме? В каждом четыре слова. Нужно найти, какое слово заблудилось. Если найдем, то сможем сделать шаг по дорожке.
Взрослый показывает детям слайд, рассматривает картинки, просит детей назвать изображенные предметы: «Что нарисовано на картинке? Какие слова зашли в этот дом и стали в нем жить?
Дети вместе обсуждают, какое слово может быть лишним в этом доме – какое слово заблудилось? Доказывают свое мнение. Каждая версия ответа проверяется самими детьми отодвиганием картинки в сторону. Если под картинкой зеленый кружок – значит, слово не ошиблось, оно в своей семье, ему дан «зеленый свет» светофора. Значит, мы еще не нашли заблудившееся слово. Если же слово не в своей семье – то под картинкой дети находят сигнал «стоп» - красный кружок. Если самопроверка показала, что дети ошиблись, то они ищут вместе с педагогом другой вариант ответа и проверяют его.
Когда дети выполняют задание – кружок переворачивается и становится ярким (или закрашивается взрослым ярким фломастером). В конце пути под последним кружком детей ждет сюрприз. Сюрпризом может быть конверт с заданием, раскраской, шуткой, стихотворением, картинками к новой игре.
Игровая коммуникативная ситуация. Творческое рассказывание «Случай в лесу» Для детей шести лет и старше
Компоненты игровой коммуникативной ситуации :
- Адресат речи: два сказочных персонажа – Красная Шапочка или Колобок (на выбор ребенка)
- Коммуникативная задача : придумать сказку о лесе с учетом особенностей характера персонажа, его жизненного опыта.
- Наглядно представленный детям результат их речевых действий: ответ персонажа по телефону, ширма с персонажем.
Наглядный материал: игрушечный телефон, картинки или игрушки «Красная Шапочка», «Колобок».
Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации :
Данная игровая коммуникативная ситуация позволяет показать детям, что в общении нужно обязательно учитывать особенности адресата речи (с кем мы говорим). Дети придумывают сказку «Случай в лесу», выбирая, кому они ее расскажут: Колобку или Красной Шапочке.
Красная Шапочка боится ходить к бабушке в лес после встречи с волком. А Колобок, наоборот, никого и ничего не боится в лесу, ему нужно быть осторожнее. Как успокоить Красную Шапочку? О чем ей можно рассказать? А о чем нужно рассказать в сказке для Колобка?
Дети все вместе обсуждают возможные сюжеты «лесных сказок» для Красной Шапочки и для Колобка. И далее каждый ребенок выбирает себе одного персонажа и «разговаривает» с ним по телефону - рассказывает сказку по телефону. У воспитателя в окошке ширмы дети видят реакцию персонажа на сообщение. Персонаж может переспросить ребенка, если он не точно выразил мысль, испугаться и сказать, что он боится такой сказки. Или поблагодарить за сказку и дать ее подробный анализ, рассказать, чем сказка ребенка ему запомнилась.
Пример сказки одного и того же ребенка Красной Шапочке и Колобку (ребенок разговаривал с персонажем по игрушечному телефону) История «Случай в лесу» для Красной Шапочки: «Привет, Красная Шапочка. Знаешь, что. Когда я тоже ходила в лес, мне тоже сначала было страшно. Но потом у меня был один очень хороший случай. Я была в лесу и встретила там зайчика. Он был такой маленький!Я пошла к нему и дала морковку. Он побежал домой, вывел всех зайчат на тропинку. Когда я шла обратно домой, он мне сказал: «Побудь у нас». Я пошла к ним в гости, и они угостили мен капустой. И ты не бойся. Иди в лес, и там увидишь много разных чудес, много хороших зверей. И ты с ними подружишься».
История «Случай в лесу» для Колобка: «Здравствуй, Колобок… Знаешь, в лесу много опасностей. Там живет лиса, и она может тебя съесть. Она же недобрая и тебя не выпустит дальше. Однажды другой колобок убежал в лес и встретил волка. Волк был зубастый: «Я тебя больше не пущу! Я тебя съем». Колобок сказал: «Не ешь меня. Я тебе лучше песенку спою». Волк говорит: «Я тебя все равно съем», и съел его. А потом пошел домой и рассказал своей волчице, и волчица говорит: «Принеси еще одного колобка. Я бы его съела». Ты будь осторожнее. Волк тебя ищет!»
Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в формировании лексикона детей такова : от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.
Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.