Марина Буренкова
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
Использование компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда
В современном мире наблюдается всеобщая глобализация и активное развитие цифровых технологий. В связи с этим использование компьютерных технологий в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в данных условиях. Такой подход позволяет идти в ногу со временем и делать коррекционно-развивающий процесс эффективным.
Публикация «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.
Использование КТ позволяет решать следующие задачи:
• Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
• Активизация познавательной деятельности детей.
• Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
• Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, развитие и координация психических процессов.
• Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
• Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
В чем преимущества использования КТ?
Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных сенсорных систем: слухового, зрительного и проприоцептивного анализаторов.
Взаимодействие с компьютером вызывает у детей живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Это лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности.
Мультимедийная технология преподносит учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребёнка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Важно отметить ещё один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.
Использование КТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями, научно-методическую деятельность.
Работа с детьми предполагает:
• Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.
• Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедийных презентаций.
• Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т. д., использование логопедических тренажеров, интерактивной доски.
Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.
Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование КТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т. д.
В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:
• сохранение необходимой информации;
• построение графиков и диаграмм;
• оформление документации и стендовой информации;
• с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
• полноценный обмен информацией с коллегами;
• участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как самостоятельно разработанные инструментарии (программы-презентации Power Point, Mimio, так и готовые продукты.
Интерактивные программы (Мерсибо, Адалин, Логозавр) с логопедическими онлайн-играми
• www.logozavr.ru
• www.solnet.ee
• www.detiseti.ru
• www.teremoc.ru
• www.lohmatik.ru
• www.internetenok.narod.ru
• www.nachalka.com
• https://mersibo.ru
• Развивающие и обучающие компьютерные программы
• компьютерные логопедические тренажёры;
• компьютерные тесты;
• приключенческие квесты и обучающие игры;
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой. Это создает положительную мотивацию при работе с программой.
В последние годы появились интерактивные доска, стол и логопедическое зеркало.
Использование КТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с компьютерными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя компьютерную зависимость у ребёнка. Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр.