Ксения Горохова
Использование компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные технологии — комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения.
В настоящее время использование ИКТ в практике учителя-логопеда заключается:
• Подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформление стендов, кабинета, обмен опытом
• Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий
• Использование компьютера в создании различных баз данных
• Создание электронной почты, ведение сайта
Темочки:
• Создание презентаций, мультимедиа
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи специалиста используются принципы реализации компьютерных технологий:
• Системный подход к коррекции речевых нарушений.
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
• Принцип индивидуального, доступного обучения.
• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
• Принцип воспитывающего обучения.
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
• Принцип здоровьесбережения – соответствие требованиям СанПИН.
В процессе использования компьютерных технологий в работе решаются задачи:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, связной речи.
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- развитие знаковой функции сознания.
-развитие психических функций.
В практике мною используется компьютерные развивающие игры «Мерсибо».
Это современные игры для детей. Каждая игра решает педагогическую задачу и также увлекательна для воспитанников.
Также в коррекционной работе важно взаимодействие с главным социальным партнером- родителями. Мы рекомендуем задания использовать в домашних условия на сайте Мерсибо.
Мерсибо – это так же удобное ведение документации специалиста. Для мониторинга используется программа КИМП (конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ).
Речевая и психологическая карты ребенка формируются автоматически. Помимо развивающих и коррекционных игр на флешке есть блок интерактивных занятий для обследования звуковой стороны речи, рекомендации по проведению обследования и карта динамики для мониторинга результатов.
Во время обследования ребенок видит статичные картинки и выполняет задания по ним. Например, надо определить общий звук в картинках и выбрать ту, в которой этого звука нет.
На флешке имеется три упражнения: на звуко-буквенный анализ, фонематическое внимание и выбор нужного слова из пары близких по звучанию слов. В каждом упражнении несколько наборов картинок.
В работе с воспитанниками используются игры Мерсибо, которые состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок мотивирован выполнять задание: он спасает цыплят от кота, спасают мальчика от Али-бабы и собирают цветы. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр.
Игры продуманы до мелочей: в играх персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий похвалит ребенка, оставив его в состоянии удовлетворенности.
Игры Мерсибо подходят для занятий с детьми с ОВЗ, так и с детьми, интеллектуальное развитие которых в норме. Ими легко заинтересовать ребенка, вовлечь в занятие.
Для адаптации игры к возможностям детей используются настройки: длительность, скорость, сложность.
Есть настройки для уточнения задач специалиста: звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры.
Для индивидуальных и подгрупповых занятий мною используется интерактивная панель.
С интернетом есть доступ ко всем играм на интерактивном оборудовании. При отсутствии интернета используются флешки.
Игры развивают хорошее фонематическое восприятие, а это залог чистой речи и грамотного письма.
Игры разной сложности, и подойдут для детей от 4 до 8 лет. В играх есть настройки для адаптации под индивидуальные возможности ребенка: упрощения или усложнения задачи, фокусировки на чем-то.
Задания игр разнообразны: соотнести звук и букву, найти первый звук в слове, повторить слово с опорой на картинку или по памяти, найти ошибку в словах, выбрать картинку по схеме слова и другие задачи.
Задания обыгрываются интересным сюжетом. Например, надо не просто вспомнить слог, а вывести юношу из лабиринта или поговорить с инопланетянином. Такой подход поможет заинтересовать ребенка и повысить эффективность занятий.
У каждой игры есть печатное задание. Оно поможет перейти от интерактивной игрык настольной и закрепить навык, используя в индивидуальной работе.
Логостар. В нее входитит?
12 игр на автоматизацию трудных звуков
В играх ребенок повторяет поставленные звуки, слоги и слова с ними. Задания разнообразны: найти «лишнее» слово, составить рассказ по картинке, найти слова с «трудным» звуком и другие. Игры превращают монотонное повторение в увлекательное занятие!
12 игр на развитие словарного запаса
В играх ребенок узнает новые слова и отрабатывает обобщающие понятия. Игры помогут детям расширить глагольный словарь, познакомиться с профессиями, рабочими инструментами, частями тела и другими лексическими категориями.
Флешка понадобится логопедам, дефектологам и воспитателям логопедических групп. Она поможет провести индивидуальные и групповые занятия с дошкольниками с трудностями в развитии и без.
В наборе имеются игры6
Приключения Колобка
Ловкая Л
Попугай
Капризная Марта
Слогодэнс
Угадай профессию
Рабочий инструмент
Вопрос на засыпку
Сорока-белобока
Мама, я тут
Комариная школа
Преимущество компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений по сравнению с другими средствами обучения состоит:
* в возможности индивидуального коррекционного обучения;
* в возможности обеспечить каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний;
* в представлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности;
Ожидаемый результат использования компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений.
1. Достижение желаемого коррекционно - образовательного эффекта в более короткие сроки;
2. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению;
3. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.