Лена Ханафина
Использование «кластер» — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.
Публикация «Использование „кластер“ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.
Для решения этих задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
В процессе коррекции и развития речи дошкольников можно использовать разные приемы. Хочу поделиться опытом работы в составлении так называемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Применение в логопедической работе технологии кластера можно использовать для обогащения словаря, развития лексико – грамматической стороны речи, а также фонематического восприятия. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.
СЛАЙД 2
Приём Кластер
«Кла стер» (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
В учебной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива.
Правила оформления кластера на занятиях
В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.
Достоинства и результаты применения кластера в логопедической работе
Применение кластера имеет следующие достоинства:
• он позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляются такие общие требования:
- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
СЛАЙД 3 Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями, которые в свою очередь могут делиться на более мелкие составляющие.
СЛАЙД 4 и СЛАЙД 5 Примеры использования приема кластера при работе над лексико – грамматической стороной речи и фонематического восприятия: при объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ)