Папки-передвижки

Использование «кластер» — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Лена Ханафина
Использование «кластер» — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.

А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.

Для решения этих задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

В процессе коррекции и развития речи дошкольников можно использовать разные приемы. Хочу поделиться опытом работы в составлении так называемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Применение в логопедической работе технологии кластера можно использовать для обогащения словаря, развития лексико – грамматической стороны речи, а также фонематического восприятия. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.

СЛАЙД 2

Приём Кластер

«Кла стер» (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

В учебной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива.

Правила оформления кластера на занятиях

В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.

Достоинства и результаты применения кластера в логопедической работе

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляются такие общие требования:

- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;

- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;

- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.

СЛАЙД 3 Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями, которые в свою очередь могут делиться на более мелкие составляющие.

СЛАЙД 4 и СЛАЙД 5 Примеры использования приема кластера при работе над лексико – грамматической стороной речи и фонематического восприятия: при объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование «кластер» — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «кластер» — технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Лена Ханафина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД