Елена Минеева
Использование классической музыки на занятиях по рисованию «Рисую как слышу»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
«РИСУЮ, КАК СЛЫШУ».
Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
Публикация «Использование классической музыки на занятиях по рисованию „Рисую как слышу“» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Это требует от воспитателя пересмотра методов организации работы, перехода от репродуктивных методов к творческим, исследовательским, нетрадиционным.
Я хочу вам рассказать об использовании музыки на занятиях по рисованию. Мы все привыкли к тому, что звуки музыки на занятиях по рисованию являются фоном. Например, на занятии в подготовительной группе на тему: «Поздняя осень», в первой части занятия я провела беседу об осени, ее характерных признаках, рассмотрели иллюстрации художников В. Поленова, И. Левитана. Рассматривание иллюстраций сопроводила чтением стихотворений Л. Шмита, А. Кольцова.
Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует – они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят –
Об осени скорой всем говорят
Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей;
Угрюмеет лицо природы,
Не весел вид нагих полей;
Во второй части занятия я предлагаю детям свои впечатления об осени запечатлеть в рисунке, включаю соответствующую музыку П. И. Чайковского, А. Вивальди, В. А. Моцарта.
Музыка на таких занятиях является вспомогательным фоном, помогая детям воспроизвести услышанное и увиденное. Я не заостряю внимание на увеличении или снижении темпа музыки, вступлении новых музыкальных инструментов, дети сами иллюстрируют свое представление об осени, но я направила детей в нужном направлении. Именно эта музыка у детей ассоциируется с осенью.
У детей всегда вызывает затруднение занятия по замыслу. Дети рисуют то, что рисовали недавно, то, что рисует сосед, не развивая и не напрягая при этом свою мыслительную деятельность. Я придумала для себя другой вариант использования музыки на занятиях по замыслу : с одной стороны облегчая, с другой создавая трудности для детей. Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность. На занятии я предложила детям прослушать произведение А. Вивальди «Зима», при этом я не сообщала детям, как называется это произведение. Мы прослушали его, и я предложила детям нарисовать, что они услышали в этой музыке. На протяжении всего занятия я периодически включала музыку. Возникнувшие чувства и эмоции дети отразили в своих рисунках. По окончании занятия дети рассказали, что они нарисовали. У каждого ребенка получился свой рассказ, своя история. Я даже не могла представить, что дети смогли услышать такое в музыке.
Только один ребенок, Саша К, нарисовал рисунок, как будто бы знал, о чем эта музыка : «Идет снег, низко плывут облака. Человек замерзает в лесу».
Произведение А. Вивальди называется «Зима», но дети услышали не только зиму, но и осень, весну.
Вика К. нарисовала «Осень идет сильный дождь, налетел сильный ветер, даже дерево гнется».
Саша С. «Весна на дереве распускаются листочки».
Маша С. «Весной распустились цветы, а один забыл и только начал распускаться».
Детям очень хотелось нарисовать, что то свое: лисенок, хомячок, цветы, машину. Но даже это они нарисовали, так как услышали музыку. В рисунках детей находит отражение и ритм музыки, они как - бы «прожили» его. Можно сказать, что музыка начала «звучать» в их рисунках.
Миша Т. «Почтальон разносит почту в дождь. Ему холодно, он заболел».
Дарина К. «Хомячок вышел осенью погулять. Пошел дождь, потом сильный даже зонтик уносит, и хомячок промок».
Леша С. «Мальчик рисует войну».
Артем Н. «Машина поехала в лес и задавила цветок».
Это занятие по рисованию с необычным использованием музыки вызвало у детей огромные положительные эмоции и желание продолжить рисовать музыку. Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент музыки, необходимо учитывать их возрастные возможности. Да эти занятия не проведешь с детьми младших групп просто в силу их малого жизненного опыта. Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники.
Уже ни для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания. Для себя я сделала следующий вывод проведение таких занятий развивает в детях уверенность в своих силах, пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Это занятие открыло для меня новые возможности проведения занятий по рисованию.