Алина Сапунова
Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста при обучении ПДД
▼ Скачать
Одной из основных задач при реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном учреждении является целенаправленное и качественное формирование знаний по теме - безопасность дорожного движения. Учебно-воспитательный процесс в детском саду должен быть направлен на обучение детей правилам дорожного движения, на формирование навыков поведения на улице и на дороге. Изучая проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходим к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения.
Публикация «Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста при обучении ПДД» размещена в разделах
С младшего дошкольного возраста необходимо познакомить детей с правилами дорожного движения, с правилами поведения ребенка, как пешехода на дороге, сформировать навыки безопасного поведения. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Ребенок не только должен знать правила дорожного движения, но и уметь применять их в жизни. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека[1,с. 67].
На сегодняшний день, в образовательном процессе используются разнообразные программы по основам безопасности жизнедеятельности, осуществляется взаимодействие с ребенком и его семьей. Но статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что каждое седьмое ДТП происходит с участием детей. Это почти 12 процентов от общего количества ДТП. Данная статистика показывает, что проводимой работы недостаточно для уменьшения дорожных происшествий.
В настоящее время в детском саду внедряется использование различных цифровых технологий. В данной статье мы рассмотрим использование интерактивной доски для формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге.
Интерактивные доски - универсальный инструмент, позволяющий организовать занятия наглядно, увлекательно, познавательно. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным и продуктивным.
В методическом пособии С. Н. Черепановой [6, с. 5], определяются задачи, решаемые при работе с интерактивной доской по ПДД, такие как: «развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления; формирование готовности ребенка к школьному обучению; знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; овладение навыками работы с интерактивной доской; формирование основ здорового образа жизни».
В нашем саду мы используем интерактивную доску, как средство для демонстрации готовых презентаций на занятиях по ПДД и для использования во время дидактических игр[4].
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Например, для детей 4-5 лет мы показываем такие презентации, как: «Дорога и ее части», «Участники дорожного движения», «Правила дорожного движения», «Внимание, машина», «Светофор».
Кроме этого интерактивная доска нужна нам для демонстрации обучающих мультфильмов : «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Смешарики изучают Правила дорожного движения». Мультфильмы помогают в простой форме увлекать детей и усваивать ими нормы безопасного поведения на улице и дороге. Дети при наблюдении за героями непроизвольно сравнивают свое поведение с поведением героев, что позволяет в будущем корректировать поступки.
При появлении интерактивной доски стало возможно разработать такой метод обучения, как интерактивная дидактическая игра. Дидактическая игра - современный метод, при котором образовательная, развивающая и воспитательная функция органически едины.
На занятиях с интерактивными дидактическими играми дети становятся активными участниками в процессе «живого» обучения : используется дорога, показывается процесс дорожного движения, разъясняются роли участников, использую яркие изображения, дети передвигают машины, пешеходов, различные предметы, оперируют маршрутом пешеходов, могут сами моделировать поведение участников дорожного движения. Дошкольники усваивают предложенный материал эффективнее, если информация визуальная и кинестетическая. Также можно смоделировать сюжеты, которые сложно объяснить словами (работа транспорта, уличное движение, движение на дороге, воспроизведение различных звуков машин).
Таким образом, применение интерактивной доски в образовательном процессе помогает наглядно знакомить с правилами дорожного движения, ведет к высокому усвоению знаний, стимулирует к познавательной активности. На таких занятиях у ребенка появляется возможность применения полученных знаний практически.