оксана лейнгард
Использование инновационных технологий в условиях организации образовательного процесса в группах для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в условиях организации образовательного процесса в группах для детей с ТНР
В статье изложен опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Применение инновационных технологий показали свою эффективность в образовательной и коррекционной работе.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Темочки:
Инновационные педагогические технологии- это новые, обладающие повышенной эффективностью методы, приемы и формы обучения и воспитания, организации совместной деятельности педагога и воспитанника.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века. Тенденции современного образования призывают всех педагогов, в том числе учителей-логопедов стремиться к новому формату, к поиску современных путей решения проблемы, к созданию новых форм сотрудничества педагога и ребенка, педагога и родителей.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно: нарушение звукопроизношения (снижение внятности речи, дефекты звуков, сниженный фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). У детей отмечается выраженная в разной степени общая и мелкая моторная недостаточность.
В связи с этим, в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наряду с традиционными методами, используются инновационные педагогические технологии, которые решают следующие задачи:
- повышение интереса и положительного эмоционального настроя детей к занятиям;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- включение в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций;
- развитие всех компонентов речи через разные виды анализаторов (зрительный, обонятельный, тактильный, температурный, вкусовой, слуховой).
Далее мы рассмотрим какие инновационные технологии мы используем в коррекционной работе в группе с детьми с ТНР.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. В рамках создания развивающей предметно-пространственной среды создана серия игр по сенсорному развитию («Сенсорная коробочка», «Волшебный мешочек», «Тактильные дорожки», «Угадай по звуку»).
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволит решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать графомоторные навыки;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.
Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения.
Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Синхронизация работы полушарий.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности движений.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиологическая технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий.
Применение, кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
формировать правильное речевое дыхание;
автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:
Комплекс самомассажа (Приложение 1);
Комплекс дыхательных упражнений (Приложение 2);
Комплекс глазодвигательных упражнений (Приложение 3);
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики (Приложение №4);
Материал для дифференциации звуков (Приложение №5).
На этапе автоматизации звуков закрепляем полученный навык: выполняя, кинезиологические упражнения, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, ребенок берет разноцветные камешки левой рукой, если услышит в слове звук Ж, правой рукой, если услышит звук З.
Применяя в логопедической работе кинезиологические упражнения, мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Таким образом, в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, используя инновационные технологии, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.
Оценив, какое положительное воздействие оказывает использование приёмов сенсорной интеграции, биоэнергопластики, кинезиологии на развитие ребёнка, мы и дальше будем применять их в логопедической практике, в качестве эффективной инновационной технологии коррекции недостатков речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Приложение №1
Комплекс самомассажа
Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление в коррекционной работе с детьми с тяжёлым нарушениям речи.
Цель: развитие и укрепление мимических мышц, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса мышц.
1. Самомассаж ушных раковин: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.
3. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
5.«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
7. «Рисуем брови». Проводим по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
8. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
9. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании, 3-5 раз. Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
10. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
13. Кусаем попеременно верхнюю, нижнюю губу.
14. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
15. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Приложение №2
Комплекс дыхательных упражнений
Цель: нормализация ритмов организма, развитие самоконтроля и произвольности, формование правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.
1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
3. «Облако дыхания». Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
4. Глубоко вдохните. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
5. Глубокий вдох (руки медленно поднимаем до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
Приложение №3
Комплекс глазодвигательных упражнений
Цель: улучшение восприятия, расширение поля зрения, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и активируют мыслительную деятельность.
1. «Солнышко». Повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз).
2. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками круг, квадрат, треугольник.
3. «Ладошки». Закрывание ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.
4. «Далеко-близко». Переводим взгляд с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
5. «Пальминг». Разотрите ладони друг о друга, для того чтобы они разогрелись. Ладонями закройте глаза таким образом, чтобы в глаза не попадал ни малейший лучик света. Таким образом, вы сможете добиться максимального расслабления глаз.
6.«Филин». Крепко зажмурить, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
7. Совместные движения глаз и языка вверх-вниз, влево-вправо. Усложнение - движения разнонаправленные.
Приложение №4
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие переключаемости с одного движения на другой; повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительных установок на образовательный процесс, повышение жизненных сил организма.
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
3. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Эстафета». Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку.
7. «Вертолет». Вращать тонкий длинный карандаш между пальцами сначала правой рукой, затем левой. Усложнение : вращать обеими руками одновременно.
8. «Два-пять». Правой рукой показываем два пальца, левой рукой пять. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.
Приложение №5
Материал для Дифференциации звуков
Для детей с ТНР характерна долгая работа над автоматизацией поставленных звуков в словах и в связной речи, им тяжело контролировать свое произношение.
Для более эффективной работы в этом направлении, мы применяем кинезиологические упражнения. Они направлены на одновременный контроль за движением рук и контроль за речью.
Дети следят за правильным произношением и одновременно решают какой рукой (правой или левой) стучать по столу.
Произносим слово и стучим правой рукой
Произносим слово и стучим левой рукой
Произносим слово и стучим обеими руками