Наталия Лубнина
Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Современное дошкольное образование требует от музыкального руководителя использовать такие методы, которые направлены на активизацию познавательного развития ребенка, а именно развитие творческих и интеллектуальных способностей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
1. Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на музыкальных занятиях являются : музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ необходимо помнить о том, что использование технических средств ограничивается временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. Использую видеоролики в структуре занятия с учётом требований СанПин 2.4. 1. 3049-13 постановление от 15 мая 2013 г. : просмотр видеоролика не более 5-7 минут.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
- процесс создания новых вариантов моделей;
- радостный и эмоциональный отклик ребенка приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить, эмоционально отзываться и понимать музыку.
Использовании ИКТ в деятельности музыкального руководителя играет важную роль.
Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни ставлю следующие задачи:
- повышаю мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
- активизирую заинтересованность детей с помощью ИКТ с целью повышения результативности музыкально-художественной деятельности и др.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Результаты применения инновационных технологий
Практическое использование перечисленных технологий дает возможность получить следующие результаты:
- создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и мероприятиях;
- создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
- заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие принуждения;
- успешное получение детьми начальных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
- нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом поиске, процессе создания новых методов обучения. Отклик и заинтересованность детей приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Для соединения различных видов музыкальной, художественной и театрализованной деятельности в ДОУ музыкальные руководители используют различные видео, аудио-программы. На пространствах интернета их большое множество, которые имеют различные преимущества. В докладе я расскажуо возможностях использования ИКТ (информационные-коммуникационные технологии) в моей деятельности, а также познакомлю с возможностями легкого создания интерактивных игр, викторин.
Для набора нотной записи я использую распространенную программу Нотный редакторFinale.
Запускаем программу Нотный редактор Finale
Выбираем для какого состава пишется партитура. В нашем случае для фортепиано.
Выбираем размер, тональность.
Набираем длительность нот:
охранение файла происходит с расширением musx.
В своей деятельности я использую такую программу как Adobe Photoshop CC для создания коллажей, фотографий и т. д. Это мощный графический пакет, позволяющий создавать различные изображения, производить ретушь фотографий, разрабатывать обложки журналов и персонажей компьютерных игр. Он востребован в сайтостроении, полиграфии, веб-дизайне, рекламе, кинематографе и многих других сферах человеческой деятельности. Предназначен для специалистов, профессионально работающих с компьютерной графикой, но может использоваться и любителями из числа рядовых пользователей.
Пример обработки фотографий :
Для создания, записи, каких-либо изменений музыкальных композиций я использую программу MAGIX SamplitudeMusicStudio, которая позволяет накладывать голос, изменять темп, накладывать эффекты, увеличивать или уменьшать мр3-файл и др.
Иногда по телевизору мы видим интересный мультик или какое-то видео, которое хотели бы применить в своей работе. Так вот, чтобы вырезать данный фрагмент существует интересная программа для захвата видео – FreeCam 8.
Запуск программы:
После появления рамки необходимо нажать на красную кнопку, которая позволит записать видеотрансляцию.
При нажатии на стоп, видео сохраняется с расширением wmv.
Существует программа для создания тестов. Напримерсайтhttps://master-test.net.
Мастер-Тест - это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты. Вы можете создавать как онлайн тесты, так и скачать и проходить тест без подключения к интернету.
Через предложение «Создать первый тест сейчас» можно его создать. Получится примерно такой вид:
Существует множество программ, направленных на развитие музыкальных, развивающих способностей. Примером такой программы может быть сайт https://myskills.ru/ (См. видео 1 Эмоции).
Сайт https://genial.ly предлагает создать разный интерактивный контент: презентации, инфографики, плакаты, открытки, игры, викторины, используя шаблоны. Пример:
Создание видео слайд-шоу с музыкой и красивыми эффектами переходов на интернет-ресурсах множество. Но мне бы хотелось остановиться на такой программе как VSDCFreeVideoEditor. Она дает возможность наложить собственные фотографии на красивое видео.
Особый интерес у меня вызвал программа на сайте https://wordwall.net, которая после регистрации дает использовать готовые шаблоны, превращая викторины, игры, загадки в красочное оформление. За две минуты можно создать просто шедевр!
Нажимаем Создать активность
Далее выбираем что хотим создать. Например, Викторину.
В название деятельности вводим Отгадай загадки, в первой строчке пишем загадку и в предложенные строчки таблицы вводим название ответов. В одном названии помечаем галочку как правильный ответ. Можно вставить картинку (предлагается база картинок) правильного ответа.
Далее нажимаем Выполнено и запускаем:
https://wordwall.net/resource/2279978/%d0%be%d1%82%d0%b3%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%b9-%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d0%b8
Опубликовываем, он доступен в интернете для всех:
Просмотрим итоги создания викторины. Посмотрим, как одну викторину можно использовать в разных шаблонах.
Таким образом, использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной, а музыкальный материал - доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические (это ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, передающих ощущения движения и относительного положения частей тела).
Использование средств информационных технологий стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом, что позволило сделать процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно эффективным и открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и педагога.
По результатам работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, память у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
5. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
6. Радынова О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1.- с. 3.
7. Тарасова К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010.-№1.- с. 10.
8. Радынова О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1.
9. «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» составитель Е. П. Климова Волгоград издательство «Учитель» 2005.
10. Царёва. Н. А. «Уроки госпожи Мелодии», Москва «РОСМЭН» 2001.
11. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
12. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.