Светлана Столярова
Использование инновационных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Сегодня сферу образования невозможно представить без инновационных технологий. Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. На сегодняшний день педагогические коллективы образовательных учреждений стараются интенсивно включать инновационные технологии для воспитания и интеллектуального развития малышей. Внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений инновации, является важным условием реформирования и совершенствования систему ДОУ.
Публикация «Использование инновационных технологий в ДОУ» размещена в разделах
Ключевые слова: Инновация, технология, инновационные технологии.
Под инновационными технологиями в профессиональном образовании понимается введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Технология же, в свою очередь, является совокупностью различных методов, которые применяются в какой либо деятельности. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
На сегодняшний день инновационных образовательных технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, насчитывается более сотни. К ним относятся: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, развивающие технологии, коррекционные технологии, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии. Ниже более подробно рассмотрим каждый из них.
• Здоровьесберегающие технологии; Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья детей, привитие им здорового образа жизни. Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, об умении оказать первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие ЗУН необходимых для поддержания собственного здоровья.
• Коррекционные технологии; Целью коррекционных технологий является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. К видам коррекционных технологий относятся : сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и цветотерапия.
• Технологии проектной деятельности; В дошкольных учреждениях проектная деятельность реализуется педагогом совместно с детьми. Цель: работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на различные вопросы. Полученные знания в ходе работы над проектом, становятся личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
• Технологии исследовательской деятельности; Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему лично увидеть процесс и результаты. Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
• Развивающие технологии; Детям в традиционном обучении предоставляется для изучения уже готовый шаблон, а в развивающем обучении детям нужно самостоятельно прийти к каким-либо решениям, они должны решить любую проблему самостоятельно.
• Информационно-коммуникационные технологии; Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям.
• Личностно-ориентированные технологии; Использование личностно-ориентированных технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель: создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
• Игровые технологии. Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
• которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ангеловски, К Учителя инновации : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991. 159 с.
2. Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире. – М. : Славянский диалог, 1996
3. Ходырева, Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты// Научно-методический электронный журнал «Конуепт». – 2016. - №S1. – С. 46-50.