Светлана Конради
Использование инновационных педагогических технологий в хореографии с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития педагога ДОО являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
Публикация «Использование инновационных педагогических технологий в хореографии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (изобразительное искусство, живопись, графика и др.).
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Исходя из этого мы считаем, что искусство, как классическое, так и народное, должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Прежде всего — развитие эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке — выделять звуки, их силу, гармонию, характер (торжественная, лирическая, веселая, грустная и др.). Постепенно под влиянием взрослых дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.
Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: игра, особенно в работе с младшими дошкольниками, природа, детская художественная литература, театрализованная и изобразительная деятельность.
Для развития художественно-творческих способностей детей в нашем детском саду, мы используем проектную деятельность. Для определения проблемы педагоги провели анкетирование родителей и опрос детей. Определили проблему - дети мало знакомы с культурой и творчеством народов, проживающих на территории Хакасии. Наша малая Родина многонациональна и каждый народ имеет свою культуру, свои неповторимые особенности. Умение воспринимать самобытность и равноценность разных традиционных культур, является одной из важных задач отечественного художественного образования. Дошкольный возраст дает возможность приобщать детей к национальному культурному наследию разных народов, развивать у детей восприятие различных культур с помощью искусства. Именно поэтому возникла идея проекта «Волшебный сундучок сказок». Затем педагоги вместе с родителями и детьми собирают материал по заинтересовавшей их национальной культуре. Познакомились с материалом, и начинается работа над образами. Работая над проектом, педагоги используют интеграцию разных видов детской деятельности: музыкальная, театральная, изобразительная и хореография. Знакомя воспитанников с народными традициями и праздниками, педагоги формируют представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. На занятиях по изобразительной деятельности педагог использует русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку, вместе с детьми создаёт декорации. Музыкальные руководители подбирают музыкальный материал, воспитывая любовь к народной песне, красоте и поэзии. Педагог-хореограф знакомит с национальными танцами, придумывает с детьми этюды, из которых потом создают хореографические номера. Продукт нашего проекта - музыкальная сказка. По мере подготовки к сказке, дети проходят путь от рождения замысла до его творческой реализации. Эта деятельность дает им возможность побывать в роли драматурга, художника, музыканта, танцора, актера и даже режиссера. А родители помогают в изготовлении костюмов и являются благодарными зрителями вместе с младшими воспитанниками детского сада.
Основной задачей педагога ДОУ является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые соответствуют поставленной цели личностного развития воспитанников. Использование в своей работе современных педагогических технологий и методов позволяет мне создать условия для реализации творческого потенциала личности дошкольника.
В образовательной деятельности использую технологию интегрированных занятий. Для создания пластического образа прослушиваем музыкальные произведения, рассматриваем произведения изобразительного искусства. Например, в процессе постановки хоровода «Кружева», дети подготовительной группы рассматривали изделия вологодских народных мастериц, прослушали русскую народную музыку и посмотрели хоровод в исполнении ансамбля танца Сибири имени М. Годенко. Результатом применения данной технологии стало, повышение мотивации к исполнению танца, стремлению выполнять все движения синхронно.
Использую технологию коллективной творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов, которая развивает сотрудничество и сотворчество дошкольников. Постановка танца предполагает совместную деятельность воспитанников. Дети помогают друг другу, показывают и объясняют, как можно наиболее точно выполнить движения. Совместно стремятся выражать свои чувства и эмоции, построить рисунок танца.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И. С. Якиманская) для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности воспитанников. Для проявления танцевального творчества дошкольников, создаю условия в образовательной деятельности. Например, дети прослушивают два музыкальных произведения, сравнивают и выбирают музыку наиболее подходящую по темпоритму для выражения идеи танца. При хореографической постановке из набора движений воспитанники собирают танцевальную комбинацию, результат «Танец с глиняными игрушками».
Для сохранения и укрепления здоровья детей, я использую элементы здоровьесберегающих технологий. В образовательной деятельности применяю элементы танцевально-игровой гимнастики (Фирилёвой Ж. Е., Сайкиной Е. Г.) и элементы лечебно-профилактического танца (Фирилёвой Ж. Е., Сайкиной Е. Г., что создаёт оптимальный двигательный режим, положительный психологический настрой воспитанников. Для правильного дыхания использую дыхательные упражнения. С целью снятия напряжения и раскрепощения провожу упражнения на расслабление и самомассаж. Упражнения пальчиковой гимнастики (Ю. С. Гладковой) положительно действуют на процессы мышления и исправления нарушений речи. Использование здоровьесберегающих методик и технологий содействует оздоровлению организма и профилактике различных заболеваний.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Библиографический список
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. М., Детство-Пресс. 2011. 112 с.
2. Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой учёный. 2018. №2. С. 146-148. URL : https://moluch.r u/archive/188/47708/ (дата обращения 25.09.2019).
3. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. М., ТЦ Сфера. 2007. 144 с.