рена макарова
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников. Синквейн
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников. Синквейн.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования перед педагогами стоит ряд задач, связанных с активным поиском путей совершенствования процесса обучения и развития детей. Одной из таких новых методик для развития речи является технология «Синквейн».
Публикация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников, Синквейн» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», которые строятся по определенным правилам. Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полет мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
История синквейна достаточно молода, по основной версии в начале XX века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Первые синквейны были созданы под влиянием японских хайку (хокку) и танка. Со временем синквейн выходит за рамки исключительно поэзии, так как было замечено его влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи и синквейн начинает применяться в педагогических целях.
В России синквейн технологии начали применяться с 1993 года и называют синквейн важным помощником в формировании осмысленной речи как дошкольного, так и школьного возраста.
Работа с синквейном позволяет решать следующие задачи:
-закреплять знания о частях речи;
-совершенствовать навык использования в речи синонимов;
-активизировать словарный запас;
-закреплять навык составления предложения;
-активизировать мыслительную деятельность;
-совершенствовать умение высказывать собственное отношение к предметам и явлениям;
-стимулировать развитие творческого потенциала.
Напомню, что термин «Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», то есть пяти строчная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из 5 строк и его форма напоминает ёлочку.
Первая строка — Название. Это одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею и отвечает на вопрос: кто? что, т. е. это слово-предмет (существительное).
Вторая строка — Описание. Это два слова, прилагательные, описывающие основную мысль и отвечающие на вопрос: какой, какая, какое, какие, т. е. слова-признаки (прилагательные).
Третья строка — Действие. Это три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы и отвечают на вопросы: что делает, что делают, т. е. слова-действия (глаголы).
Четвертая строка — Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, т. е. предложения из нескольких слов.
Пятая строка — Синоним названия темы. Это одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация, т. е. слово-предмет (существительное).
Примеры синквейнов:
1. Береза. (Название: что)
2. Тонкая, белоствольная. (Описание: какая)
3. Растет, зеленеет, радует. (Действие: что делает)
4. Береза — символ России. (Фраза из нескольких слов, показывающее отношение к теме).
5. Дерево. (Обобщающее слово: вывод).
1. Ландыш.
2. Зеленый, свежий.
3. Растет, цветет, пахнет.
4. Красивый весенний цветок.
5. Растение.
Синквейн можно составлять не только по предметным картинкам, но и по прослушенному рассказу, сказке.
Технологию «Синквейн» начинают применять в старшем дошкольном возрасте.
При составлении Синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, уметь обобщать, анализировать. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. А также необходимо знакомить детей с понятиями:
«слово, обозначающее предмет»,
«слово, обозначающее действие»,
слово, обозначающее признак»,
понятиями «живой и неживой предмет».
В этой работе можно использовать различные картинки, предметы, схемы.
Дети, которые умеют писать, записывают свое стихотворение, остальные — зарисовывают.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них веселым и занимательным занятием.