Валентина Ивановна Лысенко
Использование ИКТ в социально-личностном развитии детей в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе
▼ Скачать +Заказ
Аннотация : в статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе, раскрыты формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Сегодня особое внимание уделяется организации процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей 5-7 лет; развитию социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Публикация «Использование ИКТ в социально-личностном развитии детей в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для решения этих проблем в нашем МБДОУ д/с № 101 г. Таганрога были организованы предшкольные группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и детей нашего детского сада, имеющих диагноз: соц. -пед. запущенность. Психолого-педагогическая работа с воспитанниками этих групп проводится пять раз в неделю во вторую половину дня. Целью деятельности такой группы является выравнивание стартовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и развитие социальных представлений о мире людей, нормах и правилах взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, включение детей в систему социальных отношений.
Один из способов эффективной организации процесса социально- личностного развития детей в пердшкольных группах нашего дошкольного учреждения - это активное использование ИКТ. Проведённое нами анкетирование 47 родителей групп показало, что компьютер стал неотъемлемой частью каждой семьи. Все опрошенные дети седьмого года жизни уже имеют элементарные представления работы с компьютером. Таким образом, использование ИКТ становится связующим звеном в процессе взаимодействия детского сада и семьи. В группах кратковременного пребывания мы организовывали данный вид деятельности по двум направлениям:
- использование фильмов, мультфильмов, презентаций, виртуальных экскурсий, электронных пособий и игр в групповой работе на занятиях;
- индивидуальная деятельность воспитателя с ребёнком на компьютере два раза в неделю, в свободное от занятий время.
I направление. На начальном этапе работы в группах кратковременного пребывания очень важно помочь детям овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, освоить и принять нормы поведения в коллективе, развивать у них децентризм. В этом направлении педагоги систематически использовали просмотр и обсуждение составленных нами презентаций на основе программы «Риторика для малышей» (авт. Л. А. Баландина, отражающих реальные позитивные и конфликтные ситуации из жизни детей : «Давайте познакомимся, друг другу улыбнёмся», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети», «Мы самые старшие в детском саду», «Мы пришли в парк», «Мы в гостях».
В процессе работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности, приобщению к правилам безопасного поведения для человека и окружающей природы мы использовали фильмы, мультфильмы и виртуальные экскурсии: «Смешарики» («Азбука безопасности», «Я один дома», «Азбука здоровья», «Мы на улицах города», «Мы на берегу Азовского моря», «Внимание опасность!» и другие. Дети, находясь в помещении группы, могли одновременно перенестись на оживлённые и хорошо знакомые улицы г. Таганрога, обсудить правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, правила культуры поведения в общественных местах, самостоятельно решать проблемные ситуации в быту, на улице, в природе. Они знакомились с правилами поведения на воде в разное время года и правилами поведения во время пожара, участвовали в обыгрывании вариантов правильного поведения в различных опасных ситуациях. Такой вид деятельности позволял обогатить социально- личностный опыт безопасного поведения детей, развивать их социально- ценностные ориентации и представления.
Созданные нами электронные пособия и презентации «Учимся учиться», «Моя будущая школа» способствовали расширению представлений детей о содержании школьной жизни; развитию положительного отношения к школе и учителю, интереса к школьному обучению. Такая форма работы помогла нашим воспитанникам наиболее полно и наглядно освоить правила и нормы поведения, которые современный мир устанавливает перед будущими первоклассниками.
Современное представление о работе за компьютером требует от пользователя развития логического мышления, умения рассуждать строго и логически. Но при этом хотелось бы, чтобы одновременно реализовывался и творческий потенциал ребёнка. В связи с этим нами было принято решение использовать ИКТ в индивидуальной совместной деятельности ребёнка и педагога.
I I направление. Для индивидуальной деятельности с детьми на компьютере нами были составлены игровые задания, направленные на познание многообразия свойств и качеств окружающих предметов и явлений. Это такие упражнения как: «Времена года», «Собери осколки от вазы», «Классификация по признаку предмета (цвет, форма, размер, живое -неживое, вкус, где растёт)», «Найди предмет похожий на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник», «Что бывает деревянным? стеклянным? пластмассовым? бумажным?»,
«Продолжи последовательность», «Найди лишний предмет», «У каждой мамы свой детёныш».
Развивая творческое воображение детей, мы активно применяли, разработанную в системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) игру «9 экранов», которая позволяет рассматривать предмет с позиции детализации (из чего он состоит) и позиции обобщения (часть чего он является). Эта форма работы позволяет воспитателю дифференцированно формулировать цели занятий, отслеживать и оценивать деятельность каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей. В процессе выполнения индивидуальных заданий взрослый может легко обеспечить развитие познавательных и социально значимых мотивов воспитанника, сравнивая его с прежними личными результатами, а не с другими детьми.
В процессе занятий с компьютером дети в обязательном порядке знакомились с гигиеническими основами организации учебной деятельности: выполняли гимнастику для глаз, приучались следить за правильностью осанки.
Индивидуальная работа с компьютером позволила сэкономить педагогам время на изготовление материалов и распечатку дифференцированных обучающих и контрольных заданий на бумаге каждому ребёнку, а так же немалые средства родителей на приобретение пособий и учебных тетрадей.
Одним из необходимых условий социально-личностного развития ребёнка в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе является тесное взаимодействие воспитателя с семьёй. На начальном этапе совместной деятельности многие родители и близкие наших воспитанников не придавали значение тому, что подготовка детей к школе непосредственно связана с формированием адекватной самооценки ребёнка, развитием умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Обогащению представлений родителей о данном направлении деятельности группы и дошкольного учреждения способствовали такие презентации как: «Что такое готовность к школе?», «Дополнительные услуги МБДОУ д/с № 101 по развитию личности ребёнка», «Игры и игрушки в жизни вашего ребёнка», «Ребёнок в детском коллективе», «Необходимые качества будущего первоклассника», «Наши достижения и победы». Огромный интерес у родителей вызывает информация о деятельности дошкольного учреждения и группы кратковременного пребывания на сайте МБДОУ д/с № 101.
В процессе образовательной деятельности с детьми 5-7 лет в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе мы убедились, что систематическое использование ИКТ способствует развитию у будущих первоклассников самостоятельности, ответственности, концентрации внимания и самоконтроля. ИКТ является эффективным средством развития у детей социальных представлений о мире людей, нормах и правилах позитивного взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.