Лариса Дреганова
Использование ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с миром профессий
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в дошкольном образовании возрастает потребность в формировании и развитии творческой личности ребенка-дошкольника. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и развития дошкольников. Использование элементов информационно – коммуникационных технологий позволяет наиболее полно и успешно реализовать способности дошкольника : быть самостоятельным, креативным, независимым, уверенным в себе, внимательным к окружающим.
Публикация «Использование ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с миром профессий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
В отличие от обычных технических средств информационно-коммуникационные технологии позволили не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных представлений, но и развить интеллектуальные, творческие способности, что очень актуально в дошкольном детстве. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно в детском саду можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в ДОУ с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно – образовательном процессе. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно играть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Современных детей настольно – печатные, дидактические игры уже мало привлекают. Эффективным средством выступает использование интерактивных компьютерных игр. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
А WEB – квесты для дошкольников призваны поддерживать детскую любознательность и стимулировать собственную активность ребенка: познавательную - желание узнать новое, коммуникативную - желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, творческую - творить, выдумывать, пробовать.
Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности. Но с развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
– Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
– Возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации.
– Возможность осмотра объектов или услуг в любое время.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экскурсии, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Таким образом, ознакомление детей с профессиями посредством ИКТ делает совместную организованную деятельность педагога с детьми яркой, насыщенной, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, что насыщает сознание ребенка разнообразными представлениями о мире профессий и выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.