Елена Попова
Использование ИКТ в образовательном процессе (из опыта работы по применению дистанционных форм участия в конкурсах)
▼ Скачать +Заказ
Использование ИКТ в образовательном процессе (из опыта работы по применению дистанционных форм участия в конкурсах)
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.
Еще в 2001 г. информационное письмо Минобразования РФ "Об информатизации дошкольного образования в России" указывает на необходимость информатизации дошкольных учреждений.
Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе (из опыта работы по применению дистанционных форм участия в конкурсах)» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Однако в письме отмечалось, что в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е. И. Машбица, А. И. Яковлева, С. В. Гурьева, и др.) к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление.
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
• предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что
вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
• ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
• поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности
учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
• развивать у дошкольников исследовательское поведение;
• расширять творческие возможности самого педагога.
Одним из способов использования информационно-коммуникационных технологий в ДОУ является участие воспитанников и их родителей в международных и всероссийских дистанционных конкурсах.
Участие в дистанционных конкурсах осуществляется в МКДОУ детский сад 8 централизованно:
На первом этапе воспитатель по информационным технологиям выступает в роли куратора. Куратор анализирует содержание положений дистанционных конкурсов, размещённыхв сети интернет.
Второй этап – работа куратора с педагогами детского сада. Куратор обсуждает с педагогами возможности участия в том или ином конкурсе, знакомит с условиями конкурсов, описанных в положении.
Третий этап – работа педагогов с родителями воспитанников (так как обычно участие в подобных мероприятиях – платное). Сформировав группу участников, воспитатель организует работу с воспитанниками и их родителями по выполнению конкурсных заданий. В зависимости от направленности конкурса, выполняются работы.
Выполненные работы (рисунки, поделки, творческие проекты и др.)фотографируются и куратором выгружаются на сайт организаторов конкурса.
Результаты и наградные материалы организатором конкурса выгружаются на сайт в электронном варианте. Откуда их загружает куратор и доводит информацию до коллектива ДОУ.
В период с 2011 по 2013 г. г. в МКДОУ детский сад 8 ГО Красноуфимск 135 воспитанников, совместно с педагогами ДОУ и родителями, приняли участие в 22 конкурсахразной направленности :
Всероссийские дистанционные конкурсы декоративно-прикладного творчества - 27 призовых мест:«Быстрее, выше, сильнее!», «Эта улица мне знакома…», «Уши, лапы и хвосты», «Моя семья», «Звонкая весенняя капель», «Открытый космос», «Светлый день Пасхи», «Весёлая азбука», «Дети – цветы жизни».
Дистанционные интеллектуальные конкурсы– призовых мест - 11 :международный конкурс-игра порусскому языку «Ёж»; I Всероссийский Турнир дошкольников; Всероссийскиезанимательные викторины: «Ура, мультфильм!», «Любимые герои Уолта Диснея», «Мои любимые стихи»; Всероссийскийдистанционный летний лагерь Снейл.
Всероссийскийдистанционныйсемейный конкурс «День Папы»– 52 участника, 1– Лауреат конкурса.
Всего за два года победителями конкурсов стали 32% участников. В дальнейшем планируется продолжить работу в данном направлении и принять участие в новых фестивалях и конкурсах.
Навыки, приобретенные воспитанниками в процессе и подготовке к участию в конкурсах, позволят проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, чувствовать уверенность в своих силах, быть открытым внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Также создаются условия для развития у ребенка фантазии, воображения, творческих способностей.
Считаем, проделанную работу значимой и актуальной, так как все выше перечисленные ориентиры отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.