Оксана Сергеевна Аркатова
Использование ИКТ технологий при проверке знаний обучающихся на уроках
▼ Скачать
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Основные преимущества ИКТ заключаются в том, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения и в разных направлениях:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Публикация «Использование ИКТ технологий при проверке знаний обучающихся на уроках» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия, тренажёр, контроль умений и навыков учащихся
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Использование ИКТ в практике мне позволяет повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, формировать у них элементы информационной культуры, прививать навыки работы с компьютерными программами. Это в свою очередь помогает решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас; помогает организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся, в том числе и с ОВЗ.
Решение этих проблем невозможно без учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Основной формой контроля знаний является тест. Использование теста позволяет не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучающимися.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках я, в основном, использую две формы работы с тестами: коллективную и индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).
Особенностью использования ИКТ в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися является принцип наглядности — важнейший дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимися. Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я. Л. Коменский. Он сформулировал «золотое правило», по которому при обучении надо предоставлять «видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания». Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся благодаря восприятию предметов и явлений окружающего мира формируются представления, понятия, развиваются мышление и речь.
Тифлопсихологией научно обоснована необходимость применения разных видов наглядности в процессе развивающего обучения, её роль и условия эффективного использования с учётом возрастных, аномальных и индивидуальных особенностей обучающихся. Конечно, необходимо соблюдать принцип наглядности, предоставляя учебную информацию в доступных и разнообразных формах.
На уроках русского языка в школе слабовидящих применяются те же виды наглядности, что и в школе для детей, не имеющих нарушений зрения. У слабовидящих школьников гораздо чаще встречаются недоразвитие фонематического и речевого слуха, дефекты произношения. В связи с этим особое значение при обучении приобретает звуковая наглядность: чёткое произношение слов и выразительное чтение, подбор ярких образов и примеров. Недооценка этого вида наглядности приводит к таким ошибкам, как пропуск и перестановка букв при письме, неумение отделить одно предложение от другого, различить микротемы, т. е. логично разделить текст на абзацы, правильно поставить знаки препинания, а также к формальному усвоению таких понятий, как звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, ударные и безударные.
Большая роль в процессе обучения русскому языку слепых и слабовидящих отводится зрительной наглядности. Но, в отличие от обычной школы, виды и формы зрительной наглядности и приёмы её использования в школе для детей с нарушенным зрением зависят не только от характера изучаемого предмета, от этапа работы над темой, но и от зрительных возможностей обучающихся. Виды зрительной наглядности при обучении русскому языку слабовидящих разнообразны: таблицы, схемы, картины, рисунки, репродукции, слайды презентаций, видео- и аудиоряды, выделение слов и их форм шрифтом, цветом, подчёркиванием, особыми значками и т. д. Часть печатных пособий, изданных для обычных школ, при условии правильно организованного восприятия может быть использована и в школе для детей с нарушением зрения. В дополнение к ним тифлопедагогу приходится в большом количестве самому изготавливать наглядные пособия для индивидуальной и фронтальной работы. Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение и для обучения слепых детей. Полное или частичное отсутствие зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Под руководством учителя осуществляется коррекция зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих обучающихся : дети учатся не просто смотреть, а видеть, выделять существенные признаки, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи. В этой связи применяются не только обычные средства наглядности, но и специальные. Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире.
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГВЭ;
- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т. п.);
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке :
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки; • иллюстрирования; • использования разнообразных упражнений; • экономии времени и материальных средств;
• построения канвы урока; • расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания; • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета; • возрастание мотивации к учёбе.
С появлением Интернета стало возможным и дистанционное обучение. Дети, имеющие временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т. п., не оказываются «выключенными» из процесса обучения. Это поможет им усвоить материал и быть успешными на последующих уроках.
Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.
Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.
Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ.