Роза Мустафаева
Использование игры для развития мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры для развития мелкой моторики
дошкольников
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Публикация «Использование игры для развития мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах
Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук», это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немало важно развивать мелкую моторику рук, потому что в нашем мозге центры, которые отвечают за движения пальцев и речь расположены очень близко.
Речь это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. К сожалению, о проблемах с координацией нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.
Мелкую моторику рук развивают :
-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
-Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
-Рисование карандашом (фломастером, кистью);
-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно, хотя бы по 3 – 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у ребенка две руки, поэтому надо постараться распределить равномерную нагрузку на обе руки. При работе правой рукой, развивается левое полушарие мозга. И наоборот, при работе левой рукой, развивается правое полушарие.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает воспроизведение и восприятие ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.
Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система.
Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников.
1. Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: бусины, крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем бусины, макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов бусин, макарон.
2. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
3. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох, мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
4. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
5. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
6. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.
7. Пальчиковая игра «Курочка».
Цель: развивать мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками,
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы, полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).