Павлова Екатерина
Использование игрушки-самоделки в творческих играх детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игрушки-самоделки в творческих играх детей старшего дошкольного возраста.
Павлова Екатерина
Студент, 44.02.01 Дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Журавлева Татьяна Юрьевна
преподаватель высшей категории, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Аннотация
Публикация «Использование игрушки-самоделки в творческих играх детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в играх. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Из всех видов детской игровой деятельности наименее изученным является режиссерская игра.
Ключевые слова: игра, игрушка-самоделка, режиссерская игра, творчество, развитие, дошкольник.
А. П. Усова считала, что творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего мира. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. С самых ранних лет игрушка способствует развитию творческих сил ребенка, именно она помогает обогащению его воображения.
Лучше всего для игры ребенка дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую, сюжетно-ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой и сюжетно-ролевой игры в развивающей предметно-пространственной среде есть разнообразные наборы игрушек, а также элементы костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, мотоциклы, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны небольшие и привлекательные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, лисички, собачки и, конечно же, куклы со всевозможными атрибутами (мебель, посуда, одежда и др.) В старшем дошкольном возрасте игрушка более сложная. Дошкольникам не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле.
В режиссерской игре ребенок охотно использует игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е. Е. Кравцова видоизменила содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять и использовать их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.
Игрушка, по образному выражению В. А. Сухомлинского, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности ребенка. С ее помощью ребенок создает запланированный образ, выражает свои впечатления об окружающем мире, разыгрывает ту или иную роль персонажа.
Г. А. Урунтаева писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Д. В. Менджерицкая, известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к трудовой деятельности, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая ребенку представления о людях разных профессиях, разных национальностях, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения и доброжелательного отношения к ним.
Игрушка, как справедливо отмечала Е. А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».
Огромное значение в творческом развитии детей имеет игрушка – самоделка. Умение создать игрушку – это умение создать орудие своей деятельности, это умение организовать собственную игровую деятельность в соответствии со своими потребностями. Редкий ребенок не имеет дела с такой игрушкой – от самой примитивной, сделанной им по мере своих возможностей из бумаги, тряпочек, спичечных коробков, палочек. Этот первый творческий труд ребенка выражает не только его творческие способности, но и техническое изобретательство, конструкторские возможности и прочие.
Из игрушек-самоделок нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор режиссерской игре, отображающей современность окружающего мира. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребенка, развивают его творческое воображение, объединяют с коллективом и вносят большую радость в детскую жизнь. Игры с игрушкой-самоделкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми игрушками-самоделками и строительными материалами, из которых ребенок строит необходимые здания как дополнение к игре. При этом если ребенку не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ему сделать их самим сейчас же (из бумаги, картона, фетра и прочего) или наметить изготовление более сложных самоделок (макеты города, макеты домов, макеты полей и др., которые потребуют специального времени.
Список литературы
1. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: методика работы: Москва: Просвещение, 1976. – 96 с.
2. Трифонова, Е. В. Режиссёрские игры детей дошкольного возраста: пособие: Москва : Ирис Групп, 2011. - 513 с.
3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Кишинев: Лумина, 1985. - 151 с.
4. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитания дет. сада: Москва: Просвещение, 1980. - 62 с.