МААМ-картинки

Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников

Елена Щербак
Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников

Подготовила: Щербак Е. Г.

г. Георгиевск

2022г.

Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни.

Публикация «Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников» размещена в разделах

Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность - «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей.

Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме». Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.

Реализация педагогических технологий должна проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По определению Г. К. Селевко, игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии имеют различную направленность:

Дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности.

Развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности.

Социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:

1блок включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в коллективе. Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Носок-пятка

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

"Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса). «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Азбука настроения».

Упражнение «Пирамида любви»

Давайте построим «пирамиду любви» из рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

«Рука к руке»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Рука к руке» они становятся по парам и касаются друг друга руками. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Спина к спине» и т. д.

В 4 блоке игр акцент сделан на отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценки своего поведения и поведения других.

Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений)темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей, для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников необходимо использовать различные методы и приемы, такие как:

- проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;

- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании;

- проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;

- использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций;

- разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья», а затем вместе отправиться на «островок дружбы»;

- использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, мягкие поролоновые мячики и т. п. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.

- повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения такие как «Хвалебные бусы» : каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.

Проведение игры «Хвалебные бусы» позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, сближение с коллективом, помогает доброжелательному настрою детей.

В своей работе с детьми я использую «Психогимнастику» Чистяковой М. И. и «Азбуку общения» Шипициной Л. М.

Хочу остановиться более подробно на технологии Шипициной Л. М.

Технология нацелена :

- на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;

- на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Технология включает в себя разделы, направленные на формирование у детей навыков общения.

Раздел «Языки общения»

Ребенок должен научиться узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;

по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

Например: Дидактическая игра «Настроение».

Раздел «Тайна моего «Я»

Ребенок должен уметь понимать свою индивидуальность, уметь радоваться, понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным. Здесь нам поможет дидактическая игра «Мой день».

Раздел «Как мы видим друг друга»

Ребенок должен научиться применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками, представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Игры «Мы – разные», «Дружба».

Раздел «Фантазия характеров»

У ребенка формируется представление о том, что можно, а что нельзя делать, представление о хороших и плохих привычках, учится различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Раздел «Умение владеть собой»

Ребенок учится умению сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми, уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

Помогут в этом игры «Умей расслабиться», «Как поступить?».

Раздел «Культура общения»

Ребенок должен уметь владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова, учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

Например: Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».

Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Дидактическая игра «Давай поговорим».

Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

Дидактическая игра «За столом».

Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.

Раздел «Мальчик и девочка»

Ребенок должен иметь представление о женственности и мужественности, иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола, понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения, проявлять свои возможности при общении с партн рами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Дидактическая игра «Внешность» поможет уточнить различия мальчиков и девочек по внешности и действиям.

А также беседы, совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры

Таким образом, использование игровых технологий в работе с дошкольниками будет способствовать развитию навыков общения, сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД»Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД» Приоритетные направления педагогики: Развитие творчества; Выявление талантов; Развитие способностей детей; Формирование уверенности в своих.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников
Опубликовано: 23 января 2023 в 18:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щербак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД