Елена Щербак
Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников
Подготовила: Щербак Е. Г.
г. Георгиевск
2022г.
Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни.
Публикация «Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольников» размещена в разделах
Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность - «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей.
Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме». Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.
Реализация педагогических технологий должна проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По определению Г. К. Селевко, игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые технологии имеют различную направленность:
Дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности.
Развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности.
Социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:
1блок включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в коллективе. Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Носок-пятка
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
"Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса). «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Азбука настроения».
Упражнение «Пирамида любви»
Давайте построим «пирамиду любви» из рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.
Игра развивает умение выслушивать мнение участников.
3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
«Рука к руке»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Рука к руке» они становятся по парам и касаются друг друга руками. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Спина к спине» и т. д.
В 4 блоке игр акцент сделан на отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценки своего поведения и поведения других.
Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей, для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников необходимо использовать различные методы и приемы, такие как:
- проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании;
- проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
- использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций;
- разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья», а затем вместе отправиться на «островок дружбы»;
- использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, мягкие поролоновые мячики и т. п. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.
- повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения такие как «Хвалебные бусы» : каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.
Проведение игры «Хвалебные бусы» позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, сближение с коллективом, помогает доброжелательному настрою детей.
В своей работе с детьми я использую «Психогимнастику» Чистяковой М. И. и «Азбуку общения» Шипициной Л. М.
Хочу остановиться более подробно на технологии Шипициной Л. М.
Технология нацелена :
- на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;
- на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
- на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Технология включает в себя разделы, направленные на формирование у детей навыков общения.
Раздел «Языки общения»
Ребенок должен научиться узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;
правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;
по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.
Например: Дидактическая игра «Настроение».
Раздел «Тайна моего «Я»
Ребенок должен уметь понимать свою индивидуальность, уметь радоваться, понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным. Здесь нам поможет дидактическая игра «Мой день».
Раздел «Как мы видим друг друга»
Ребенок должен научиться применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками, представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Игры «Мы – разные», «Дружба».
Раздел «Фантазия характеров»
У ребенка формируется представление о том, что можно, а что нельзя делать, представление о хороших и плохих привычках, учится различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Раздел «Умение владеть собой»
Ребенок учится умению сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми, уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.
Помогут в этом игры «Умей расслабиться», «Как поступить?».
Раздел «Культура общения»
Ребенок должен уметь владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова, учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.
Например: Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».
Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Дидактическая игра «Давай поговорим».
Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.
Дидактическая игра «За столом».
Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.
Раздел «Мальчик и девочка»
Ребенок должен иметь представление о женственности и мужественности, иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола, понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения, проявлять свои возможности при общении с партн рами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Дидактическая игра «Внешность» поможет уточнить различия мальчиков и девочек по внешности и действиям.
А также беседы, совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры
Таким образом, использование игровых технологий в работе с дошкольниками будет способствовать развитию навыков общения, сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе.