Людмила Дядина
Использование игровых приёмов обучения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается жизненный поток представлений, понятий.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания индивидуальности ребёнка.
Публикация «Использование игровых приёмов обучения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме :
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии :
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровая технология включает в себя:
игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности : внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Виды игр очень разнообразны. Они могут различаться:
по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
по характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д.
по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.
Приёмы игровых технологий принято условно делить на 3 основных группы:
словесные;
наглядные;
практические.
Суть словесных в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Для иллюстрации рассказа об играх воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, картинки, карточки. Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек.
Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Применение игровых технологий помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, нужно организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как научится ребенок передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.
1. Упражнение «Лягушки улыбаются»
Квака любит улыбаться (тянуть губы прямо к ушкам)
Рот у Кваки до ушей. Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
2. Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
3. Упражнение «Дудочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания.
1.«Ручки-ножки» - отгадать и повторить хлопки-притопы (за ширмой или без ширмы)
2.«Пальчик-пальчик» - стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.
3.«Умные ножки» - шагать под звуки барабана, менять ритм.
4.«Угадай, где звучит» - дети бегут в сторону звучащего предмета.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
1. «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая».
2. Игры с мозаикой.
3. Пальчиковы игры с пластилином.
4. Действия с мелкими игрушками и предметами.
5. Рисование на бумаге пальчиками.
Игры и упражнения на развитие мышления
1.«Брызгалки». Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.
2.«Тонущие и плавающие предметы». Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.
3.«Наш предмет имеет цвет». Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка.
4.«Вкладываем и перекладываем». Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.
Игры и упражнения на развитие внимания и воображения.
1. Упражнение «Что это такое?» Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Возможные ответы детей про красный кружок : помидор, цветок и т. п. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
2. Упражнение «Какая игрушка?» Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
3. Упражнение «Зеркало». Предложить детям быть зеркалом и повторять все действия взрослого (поднять одну руку - ребенок повторяет; топать двумя ногами; махать сначала одной кистью, а потом двумя и тд.)
Игры и упражнения на развитие памяти и внимания.
1.«Видимо-невидимо». Воспитатель показывает детям плакат, на котором нарисованы разными цветами, большие и маленькие, вдоль и поперёк овощи (фрукты, посуда и многое другое) – 3-4 предмета на одну тему. Затем плакат убирается, ребёнок перечисляет предметы, которые запомнил.
2.«День и ночь». Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!»– дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
3.«Что пропало?». После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какой предмет убрали.
Игры и упражнения на развитие речи.
1.«Кто что делает?» Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, их действия (например - кукла спит)
2. Игра «Какой?». Игра помогает обогатить словарный запас существительными и прилагательными, такими как: шар, снег; круглый, холодный.
3.«Устроим кукле комнату». Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать речь детей, расширять словарный запас; учить употреблять в речи глагол «лежать» в повелительном наклонении «ляг»; бережного отношения к предметам мебели.
Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.