Лилия Нуртдинова
Использование игровых приемов в работе по развитию певческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов в работе по развитию певче-ских способностей у детей дошкольного возраста.
Все дети талантливы. Найти, раскрыть, способствовать развитию способностей – это одна из важных задач взрослых. Дать ребенку возможность раскрыть талант, развить способности - значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки.
Публикация «Использование игровых приемов в работе по развитию певческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельно-сти. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Сами способности всегда являются результатом развития. Психологами уже давно установлено, что возраст от 2 до 6 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития, в том числе развитие певческих способностей.
Певческие способности – далеко не новый предмет исследования. Пение это выражение душевных переживаний. Может быть, именно поэтому оно является одним из самых любимых детьми видом музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту песня доступнее по содержанию, чем другой музыкальный жанр.
Большую роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Потому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке.
Огромную роль в обучении на занятии играют игровые приемы. Игровые приемы – это способы совместного развития сюжетно- игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Содержание игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окру-жающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии носит по-верхностный сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Дети обычно откликаются на любое игровое воздействие. Им интересна уже сама возможность поиграть в условиях строго регламентированной деятельности на занятии.
Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию и дыханию, чистому интонированию) и хоровым навыкам (стройности и слитности звучания по времени, силе, характеру, одним словом ансамблю).
Приоритетным направлением моей работы является углубленное развитие певческих способностей. Вокально-хоровые навыки лежат в основе выразительного пения формирования слуха и голоса. В своей практике применяю игровые приемы, которые перекликаются с содержанием игр детей конкретной группы и их любимых игрушек. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый интерес, желание выполнить задания. При разработке игровых приемов придумываю не только содержание, соответствие логике реальных жизненных событий, но и логику игровых действий. Поэтому придерживая их, я ориентируюсь на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных.
Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Для достижения навыков чистого интонирования в младшем дошкольном возрасте мною используется прием «моделирования» певческого подражания. В работе со старшими дошкольниками применяю мимические и подражательные движения. Активизация мыслительной деятельности детей 5-7 лет позволяет проанализировать характер, движений мелодий, создать образ с помощью голоса.
Работа на первом этапе строится с детьми дошкольного возраста (3-4 года). Им доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяучит кошка, лает маленькая собачка и др., способствующих возникновению позиционно высокого (головного) звучания. На каждом занятии мною используются распевки для «разогревания» певческого аппарата, формирование ладового чувства (работа над основными ступенями лада, а также для введения в тему песни, которая будет звучать. Распевки даются в 3-4-5 тональностях (по полутонам) начиная со средней части диапазона, затем вверх и потом – вниз.
Показательны следующие примеры упражнений, попевок, используемых мною на занятиях.
ПРИМЕРЫ:
1. Позвать собачку: «Жуч-ка!». Звукоподражание («полай как маленькая собачка») Музыкальное упражнение, которое направлено на звукоподражание, помогающее настроить голоса детей на высокое головное звучание.
2. «Петушок». Это вокальный диалог взрослого и детей.
Дети поют звукоподражание «ку-ка-ре-ку» высоко, протяжно.
3. Позвать зайчика: «за-инь-ка, при-хо-ди!». Петь свободно, сопровождая жестами.
На следующем этапе работаю с детьми средней группы (4-5 лет). Дети данного возраста могут не только подпевать и воспроизводить звукоподражание, но и петь целиком небольшие легкие песни в соответствующем диапазоне. Продолжается работа над формированием высокой певческой позиции, которая придает серебристость тембру голоса и обеспечивает его звонкость и полетность.
Работая с детьми над некоторыми элементами певческой «техники», я учла следующее, что она при всей ее важности носит подчиненный характер, являясь условием воплощения в пении музыкально - художественного образа.
Этим и обоснован подбор мною музыкального репертуара на данном этапе.
ПРИМЕРЫ:
1. В песне «Капельки» муз. В. Павленко, слова Э. Богданова
С целью разнообразить исполнение песни игрой на треугольнике или металлофоне, мы имитируем звуки капелек дождя.
2. При исполнении песни «Санки» муз. М. Красева
Ставится задача детей на проигрыше песни щелкать язычком, подражая цоканью копыт.
3. Вот, например, при исполнении «Наша песенка простая» муз. Ан. Александрова, дети уже подыгрывают на музыкальных инструментах, проявляя свое творчество.
В этом возрасте у детей начинает складываться певческий аппарат гортани появляются вокальные связки, и голос приобретает новые возможности. Учитывая следующее физиологические особенности что ребенок по прежнему не может петь громко, форсировано, но уже способен петь звонко, полетно, музыкально, я направила свою работу на но формирование у детей основных певческих умении, становлению «высокой певческой позиции».
Действенным приемом с детьми 5-7 лет является ритмодекломация. Ценность ритмодекламаций заключается в том, что они могут быть представлены множеством форм: унисонных, диалогических с куплетным строением и даже многоголосных. Ритмизированный текст очень полезен для работы с дошкольниками. На 3 этапе я начинаю работу с разучивания потешек, прибауток, считалок. Музыкальному руководителю необходимо не только прочесть потешку в заданном ритме, но и воспроизвести речевую интонационную линию со всеми оттенками и нюансами, которые помогают точнее раскрыть ее содержание.
Еще одним ценным приемом является инструментальное сопровождение.
Инструментальное сопровождение речевых игр и упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующую роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам».
«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Мною используется традиционные звучащие жесты: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами, а также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.
Результатом моей работы свидетельствует о том, что особо эффективным является использование музыкально - дидактических игр в развитии певческих способностей у дошкольников. Важно учитывать, чтобы музыкально – дидактические игры были простыми и доступными, интересные и привлекательны.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально - дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Приоритетное направление моей деятельности – реализация творческих способностей на музыкальном занятии. Я придерживаюсь мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия собственных талантов и способностей.
С целью осуществления приоритетного направления по развитию певческих способностей использовала программы :
1. «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, М. А. Васильевой,Т. С. Комаровой,
2. «Ладушки», созданная И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой.
Курс занятий направлен на решение следующих задач:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
3. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
Анализ выполненной работы показал, что поставленные задачи выполнимы при использовании разнообразных приемов.
Вышеизложенные практические игровые приемы, игровые упражнения могут быть использованы в работе музыкальных руководителей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь от сообщения новых знаний и ознакомления новыми способами действия к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать. На этой основе детей подводят к поиску способов, всячески развивая их творческие способности.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, его творческого потенциала, повышают интерес к пению, стимулируют самостоятельные формы его проявления.