Приложение МААМ

Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте

Лидия Максимова
Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» является становление ценности здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детьми.

В связи с этим, обращение к проблеме формирования здорового образа жизни, является не случайным. Анализ целого ряда исследований показывает, что в основе формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте лежит формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни и формирование ценностного отношения к здоровью.

Публикация «Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Процесс формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте не может протекать стихийно. Он нуждается в целенаправленной организации. В связи с этим, неизбежно встает вопрос о путях, механизмах, методах и приемах формирования здорового образа жизни.

В основе здорового образа жизни лежит ряд ключевых механизмов, к числу этих механизмов относятся механизм подражания и механизм присвоения опыта, который происходит у дошкольника в общении.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом, в ходе которого на фоне развития мышления, расширения представлений об окружающем мире, развития самосознания происходит более эффективное формирование представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни.

А. А. Ошкина к числу предпосылок формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников относит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование направленности на человека, как образец, модель собственного опыта, становление познавательной деятельности [4].

Традиционно в работе по формированию здорового образа жизни выделяют такие методы и приемы, как беседы, игры, работа с художественной литературой, моделирование ситуаций, проблемные ситуации. На наш взгляд, игре, как ведущему виду деятельности в формировании основ здорового образа жизни уделяется недостаточно внимания.

Безусловно, в условиях дошкольного образовательного учреждения используются дидактические игры, словесные игры, но редко затрагивается вопрос использования такой современной формы, как квесты.

«Квест» в переводе с английского означает «приключение», «игра», и является одним из жанров компьютерных игр в виде интерактивной истории с главным героем, который управляется игроком. В игровых крестах участникам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с персонажами в игре, решать головоломки, перемещаться по карте и т. д.

Понятие «квест» в педагогической науке рассматривается как организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ребенок осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности, включающий поиск этих адресов или иных объектов.

Технология квеста в последнее десятилетие получила широкое применение в работе дошкольных образовательных учреждениях. Это связано с тем, что организованные квест-занятия являются актуальными в контексте реализации требований ФГОС ДО. Данная форма организации образовательной деятельности способствует развитию активной деятельностный позиции ребенка в процессе выполнения игровых поисковых задач. Кроме того, квесты предполагают обогащение образовательной среды в процессе их подготовки.

По мнению С. А. Осяк, квесты также создают благоприятные условия для интеграции различных образовательных областей и использования информационно-коммуникативных технологий. Квесты также определяют, как игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, взаимодействовать с игровыми персонажами, решать головоломки для достижения заданной цели [3].

И. Н. Щепина указывает, что проведение игровых квестов в ДОО базируется на учете ряда принципов. К их числу относятся: принцип безопасности (все предметы в игре и игровые действия должны быть безопасными, принцип соответствия возрасту и индивидуальным особенностям, принцип уважения достоинства ребенка, принцип постоянной смены деятельности, принцип связанности, последовательности и логичности, принцип эмоциональной окрашенности игры [5].

Игровые квесты бывают разных видов. По количеству участников они разделяется на одиночные и групповые, по продолжительности они бывают кратковременные и долговременные, по содержанию - сюжетные и не сюжетные.

Т. П. Корзикова указывает, что структура сюжета в игровом квесте может быть разной : линейной, штурмовой, кольцевой. Линейная структура сюжета игрового квеста строится по цепочке : разгадка одного задания влечет за собой получение следующего задания, пока участники не дойдут до финиша. Штурмовая структура сюжета характеризуется тем, что каждый игрок решает цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевая структура сюжета отличается тем, что траектория движения участников является кольцевой - выполняя определенные задания они вновь и вновь возвращаются в изначальный пункт [2].

Игровые квесты по форме проведения могут быть также различными. В частности, они могут быть представлены в качестве соревнований, проектов, исследований, экспериментов.

Квесты могут проводиться как в помещениях детского сада, так и на территории детского сада. Одной из характерных особенностей квестов является то, что это игра командная или групповая.

По мнению И. В. Колесниковой, идея игры проста - команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, при этом выполнение одного задания позволяет получить подсказку для выполнения следующего задания. Такое построение игры обуславливает повышение двигательной активности детей, их интереса, мотивационной готовности к познанию и исследованию. Чаще всего игровые квесты представляют собой сюжеты с поиском разнообразных «сокровищ», преодолением препятствий для достижения поставленной цели. В процессе квестов могут решаться разнообразные познавательные задачи, задачи, связанные с развитием основных видов движений, задачи, связанные с развитием навыков общения [1].

Воспитательный потенциал квестов достаточно высок. В данных играх воспитывается командный дух, такие качества, как честность, ответственность, упорство, формируется дружеское отношение детей друг к другу, а также развиваются навыки взаимодействия.

И. В. Колесникова, рассматривая возможности игровых квестов как формы образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, отмечают, что планирование игровых квестов содержит в себе ряд обязательных пунктов. К их числу относятся следующие:

1. Подготовка сценария, отражающего цель, задачи, оборудование и содержание игрового квеста.

2. Подготовка продуктов «для поиска» (карты сокровищ, подсказки, символы обозначения и т. д.).

3. Разработка для детей маршрута передвижений.

4. Учет сформированных у детей знаний, умений и навыков, а также возможностей для их потенциального развития.

5. Художественное оформление «остановок» на пути следования по маршруту [1].

Отдельно необходимо отметить, что игровые квесты способствуют пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы, поскольку для игровых квестов создаются разнообразные тематические материалы, которые впоследствии могут быть использованы для организации разных видов деятельности детей и их самостоятельной деятельности в условиях группы.

6. Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Успешность проведения игровых квестов во многом зависит от их правильной разработки и тщательной подготовки. Необходимо, чтобы в процессе игры дети могли ориентироваться в ситуации, потому, что тогда они будут испытывать положительные эмоции, будет повышаться их стремление действовать самостоятельно для достижения лучшего результата. От педагога подготовка игровых квестов требует достаточно больших временных затрат, анализа поставленных задач и разработки необходимых материалов, а также подготовки оборудования.

Игровой квест обязательно завершается подведение итогов. Во время игрового квеста дети получают большой эмоциональный заряд, что позволяет сформировать перспективы для дальнейшей организации работы на основе возникшего у детей интереса. Игровые квесты рассматривают как средство для формирования разных сторон личности ребенка дошкольного возраста.

Потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что квест по своей форме, структуре, представляет интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов. Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе игры. В соответствии с этим, мы полагаем, что на современном этапе целесообразно рассматривать квесты, как одно из средств, способствующих формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 января 2020 в 09:43
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых квестов в формировании представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Максимова (УИ 1744668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД