Павлова Татьяна Николаевна
Использование игрового тренинга для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций
▼ Скачать + Заказать документы
Уже не однократно затрагивалась проблема агресивного поведения детей дошкольного возраста. Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Агрессивность - это не эмоции, а форма поведения.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Публикация «Использование игрового тренинга для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Коррекционную работу с агрессивными детьми, целесообразно проводить в четырех направлениях:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Для работы с такими детьми в арсенале педагога должны иметься подушки, поролоновые мячи, «мешочек или станчик для крика», кусок мягкого бревна, спортивный инвентарь и т. д. Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.
«Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто- то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.
Например, группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.
4) ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
(эмпатии, доверие к людям, доброты и т. д.)
Очень часто у агрессивных детей отсутствует
чувство эмпатии, так необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими.
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и детей. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение каждым ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с детьми сказки, истории.
Некоторые упражнения выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.
Цель тренинга : снижение агрессии у детей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие сплоченности в группе.
Задачи тренинга :
1. снятие психоэмоционального напряжения;
2. обучение способам выхода накопившегося гнева в приемлемой форме;
3. развитие коммуникативных навыков;
4. развитие навыков контроля над своими эмоциями и поведением;
5. развитие внимания, воображения, мелкой моторики.
Психологу также важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
Любой игровой тренинг, как и тренинг для взрослых начинается с приветствия. Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Варианты приветствия могут быть следующими. («Разноцветное настроение» (с каким настроением ребёнок пришёл на занятие, «Найди пару», «Доброе утро», «Ласковое имя», «Улыбка по кругу».)
Основная часть
- Подвижные игры
- Розыгрыш этюдов
- Рисование
- Чтение и обсуждение сказок
- Релаксационные упражнения для расслабления, успокоения
Например:игра Волшебные камешки. Цель: снятие эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный камешек и просит согреть его, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на камень и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
- Прощание («Разноцветное настроение» (с каким настроением ребёнок уходит с занятия, «Башенка дружбы», «Поделись добротой»
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на вопросы в свободной форме устно.
После каждого упражнения необходимо обсудите с детьми:
легко ли было выполнить упражнение;
в чем они испытывали затруднение;
что они чувствовали во время выполнения упражнения;
изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.
Игровые тренинги проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. 1 раз в неделю, продолжительность занятия-30 минут. За основу взята программа С. И. Семенака «Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет