Марина Мутаева
Использование игральных кубиков при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться с вами опытом выступления на районном методическом объединении, проводимом на тему: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» На данном заседании, моей задачей было предоставить коллегам авторское (или наиболее частоиспользуемое, многофункциональное) пособие с помощью которого дети на эмпирическом уровне получают информацию о множестве, числе, счете, форме предметов, геометрических фигурах, величинах и их измерении и т. д Мой выбор пал на игральный кубик И, сейчас, я постараюсь вам доказать что этот предмет не только средство подсчета шагов в широкоизвестных настольных играх-бродилках.
Публикация «Использование игральных кубиков при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Но и мощное, многофункциональное средство: -приобретения математический знаний, формированию начального ориентирования в количественных отношениях, навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях; - развития памяти, логического мышления, сообразительности, координации движений, мелкой моторики; -совершенствования предметно-практических умений, умения понимать и правильно выполнять задания; - интеллектуального развития ребенка на основе практических действий.
В моем арсенале имеются различные кубики
Мы видим, что кубики у нас разные это и фабричные и самодельные, есть разница в размере и информационном наполнении, соответственно и способы их использования также различны.
1 способ -игровые поля
Данное дидактическое пособие изготовлено своими руками и представляет собой доску со съемными игровыми полями, 3 игровых кубика, фасоль или другие мелкие элементы (фишки, пуговицы, бусины и тд)
Поле с цифрами. Варианты заданий:
1. Найди и назови цифру, такого же цвета, что выпал на кубике, отметь ее фишкой. Если такой цифры нет, или она уже отмечена – игрок пропускает ход.
2. Найди и отметь фишкой (обведи, зачеркни) цифру, соответствующую выпавшему числу. Если такой нет – пропуск хода. Побеждает игрок первым выложивший все свои фишки.
3. Кидаем по два кубика сразу. Первый (с точками) показывает какую цифру нужно выбрать. Второй – разноцветный, показывает какого цвета должна быть эта цифра. Если такой на поле нет – пропуск хода, выигрывает тот, кто первым выложит все свои фишки на поле.
4. Как вариант - можно играть определенное количество выбросов (5,10 и т. д.) тогда побеждает тот, чьих фишек на поле будет больше.
Поле с геометрическими фигурами. Варианты заданий:
1. Найди (отметь фишкой) фигуру такого же цвета, назови ее;
2. Отметь фишкой на поле такую же геометрическую фигуру; если такой фигуры нет – игрок пропускает ход. Выигрывает игрок первым выложивший все свои фишки;
3. Отметь фишкой фигуру, одинаковую с выпавшей на кубике по всем признакам. Если такой фигуры нет – пропуск хода. Побеждает игрок, первым выложивший все фишки на поле.
Поле с фасолью. варианты заданий:
1. Взять столько фасолинок-сколько выпало на кубике, играем пока не останется фасоли (потом можно пересчитать)
2. положить в стаканчик столько фасолинок с поля, сколько выпало на кубике, выигрывает первый наполнивший стакан до верху.
3. Выкладывание фасоли в ряд-цепочку, по столько штук за раз – какое число выпадает на кубике. Побеждает игрок первым построивший дорожку до противоположного конца поля;
4. Выкладывание из фасоли цифр и фигур, соответствующих выпавшим на грани кубика;
5. Обвести в кружок сразу столько фасолинок – какое число выпало.
2 способ - составление простейших вычислительных примеров.
Счет, сравнение, состав числа, примеры на сложение и вычитание и тд
Варианты заданий:
1. Первый кубик указывает какую цифру написать, второй – сколько раз.
2. Сравнение чисел, бросаем два кубика, сравниваем 2 выпавших числа.
3. Усложняем предыдущий вариант. Не просто сравниваем, а отвечаем на вопрос «на сколько?» т. е составляем и решаем элементарный пример на вычитание.
4. Составление и решение примеров. Бросаем два кубика, записываем результат, складываем полученые числа.
3 способ - считалки-рисовалки.
В игре используется лист бумаги разделенный на одинаковые квадраты, кубик с точками и цветные карандаши, разного для каждого играющего цвета. Дети по очереди кидают кубик и закрашивают своим цветом столько клеток поля – какое число выпадает. Выигрывает тот, кто больше закрасил. Сравниваем визуально или подсчетом клеточек каждого цвета.
4 способ - подвижные и малоподвижные игры.
1. Игра-бродилка, в которой фишки это сами дети. В групповой комнате отмечается старт и финиш игры, дети выстраиваются в ряд, бросают по очереди кубик и делают столько шагов к финишу, сколько выпало на кубике, побеждает игрок первым достигший финиша.
2. Игра-повторялка, дети стоят в кругу, по очереди кидают кубик и показывают какое-либо движение. Задача остальных игроков повторить это движение столько раз - сколько выпало на кубике.
3. Кубик с геометрическими фигурами или гранями разного цвета. Дети по очереди кидают кубик и находят в пределах группы предметы такой же формы/цвета.
4. Выстраивание «дорожек» и «башенок» из любых кубиков. Заранее устанавливается количество ходов. Дети по очереди бросают кубик и выкладывают кубики в высоту или длину по столько за раз – сколько выпало на кубике. Побеждает самая длинная «дорожка» или самая высокая башня.
5 способ Совсем недавно подсмотрела на каком-то китайском сайте) еще один вариант использования игрального кубика - настольная игра "Жуки" и сразу же ввела ее в использование.
В заключении хочется сказать что, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, а кубик так и называется –игральный, значит он идеально подходит для использования в детском саду и достижения таким образом наших взрослых целей. Благодаря этому кубику дети не считают, а играют с цифрами и математическими понятиями. Игры с таким пособием могут использоваться как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно детьми, как в рамках отдельных образовательных занятий, так и в ситуациях, которые подсказывает сама жизнь. За счет вариативности заданий игры доступны малышам и не скучны детям старшего возраста, а это большой плюс использования их в рамках разновозрастной группы.