Фомичёва Любовь Петровна
Использование игр Воскобовича для развития математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат-сообщение о методике использования развивающих игр Воскобовича в логико-математическом образовании дошкольников.
Доступность и технологичность материала, используемого в этих играх, позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Знакомство с игрой может быть разной: ребенок «случайно» находит игру, оставленную на видном месте, и начинает спонтанно ее изучать. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой может начаться со знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога. Преимущество этих игр в том, что почти в каждой игре ребенку предоставляется возможность выхода на самостоятельное творчество. «Несомненным достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям».
Публикация «Использование игр Воскобовича для развития математических способностей» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Чтобы игры не надоедали, их надо брать постепенно, не в каждом занятии.
Например: Кораблик Брызг-Брызг. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки. Основная цель этой игры — научить ребенка считать. Причем смысл не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. У малыша формируются и первые математические представления : он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало». Параллельно ребенок изучает цвета и размеры, развивает логическое и даже творческое мышление (например, во время складывания узоров). Нанизывание флажков на шнурок отлично тренирует мелкую моторику пальцев, а значит, влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка. Освоение пространственных отношений: поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте и т. п. Решение логических задач: покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты выше второй и т. п.
«Чудо-цветик». Эта замечательная игра развивает освоение состава числа в пределах 10, соотношение целого и части (дробей, внимание, память, умение составлять целое из частей по схематическому рисунку и собственному замыслу, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Эта игра нравится детям. Красивые разноцветные лепестки превращаются в цветочки, ёлочки и многое другое. («Чудо-цветик», не ленись, в звездочку ты превратись). Эта игра нравится детям еще и благодаря инструкции-методике, которая изложена в волшебной, сказочной форме. Читая «Тайны Поляны Чудесных Цветов, можно попутно задавать вопросы и предлагать выполнить различные упражнения.
Главной особенностью технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном возрасте, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того, у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в одной команде.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич Воскобович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Задачи игровой технологии и их реализация с помощью развивающих игр :
1.1. Развитие логической сферы, математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Логические приемы умственных действий.
• Геометрические представления.
• Формирование понятия числа.
• Представления об арифметических действиях.
• Пространственные отношения.
1.2. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования.
• Развития воображения.
• Различные виды детского конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу и т. д.).
• Создание новых образов разными способами («опредмечивание», «включение» «перекомбинирование» и т. д.).
• Детское конструирование как продуктивный вид деятельности.
2. Аналитический обзор игрового материала.
• Этапы освоения игр детьми.
• Распределение образовательных задач в развивающей игре.
3. Создание психолого-педагогических условий для реализации игровой технологии.
• Организация развивающей среды в виде «Фиолетового Леса» и не только.
• Планирование работы.
• Различные формы организации детской деятельности.
Характеристика развивающих игр Воскобовича :
1. Многофункциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
6. Образность и универсальность.
Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.
Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.
Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования, а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы, синим шепотом Голубой рыбы.
Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, "думания" над задачей. Эффект погружения в задачу происходит органично.
Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.
Более подробнее о играх.
Игра "Геоконт"
В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.
Игра "Счетовозик"
Рекомендуемый возраст 3-7 лет
Развивает :
- освоение порядкового и количественного счета;
- соотнесение цифры и количества;
- сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка;
- сложение чисел, решение простейших арифметических задач;
- внимание, память, элементы логического мышления;
- мелкую моторику рук.
Описание:
Ребенок продевает шнурок сквозь отверстия, обкручивает его вокруг кнопки и таким образом выделяет нужные цифры, знаки, решает задачи.
Игра «Волшебная восьмерка»
• Складываем цифры из палочек и слов считалки
• Запоминаем цифры и цвета радуги
Развивает :
• Интеллект - процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры.
• Мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения кистей рук и детских пальчиков.
Как играть:
1 этап. Конструирование с одноцветными палочками.
2 этап. Конструирование по словесной модели.
3 этап. Мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.
Игра «Квадрат Воскобовича»
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани (типа дублерина, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов.
Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным.
Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.
Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Игра Кораблик
Что развивает игра :
Развивает умение группировать предметы по цвету;
Определять и называть высоту предметов (мачт);
Закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти;
Развивать пространственные ориентировки (вправо, влево, вверх, вниз);
Количественные представления (один-много-ни одного);
Способствует развитию мелкой моторики рук (снимать флажки с мачт и нанизывать их обратно, нанизывать на шнурок).
Формирует у детей логическое мышление, память, внимание, воображение.
Освоение пространственных отношений.
Например, поверни флажки налево (направо) от себя, навстречу друг другу. Или найди средний флажок на самой высокой мачте, или какого цвета третий флажок на самой высокой мачте?
Решение логических задач.
Например, покажи все мачты выше средней. Или найди мачту выше средней, но ниже самой высокой.
Обучение счету.
Например, сколько всего флажков на кораблике? Или распредели флажки так, чтобы на трех мачтах было десять флажков. Или надеть на две любые мачты флажков поровну и т. п.
Развивающая игра «соты»
Головоломки давно известны в педагогической практике и пользуются заслуженным успехом. Модификаций головоломок очень много, но всех их объединяет один принцип – конструирование целых фигур из частей. Игры такого рода развивают сенсорные способности, психические познавательные процессы: внимание, память, мышление, творческие способности, способствуют развитию мелкой моторики руки
Разноцветные лепестки
Разноцветные лепестки – это обучающее пособие, направленное на изучение формы, цвета и размера.
Как играть?
Разноцветные лепестки поставляется в комплекте с играми и сказкой.
Примеры игр:
1) Цветок с разными лепестками. Выкладываем по одному лепестку на основе и проговариваем, как называется цветок: одноцветик, двуцветик, трехцветик и т. д.
2) Сосчитай рыбок: лепестки выступают в роли рыбок. Педагог меняет количество «рыбок» и просит ребят сосчитать их.
3) Найди цветок. Выложите несколько «цветков» с разным количеством лепестков и попросите малышей найти «цветочек» с наибольшим количеством лепестков.
4) Продолжи ряд. Выкладываем определенную последовательность лепестков и просим ребенка продолжить ее, соблюдая цвет и размер.
5) графические диктанты. Диктуем ребятам инструкцию, как выложить лепестки. К примеру: средний зеленый, красный большой, синий маленький и т. д. Дети должны правильно выстроить цепочку, ориентируясь только на слух.
Что развивает?
Как и все, развивающие игры это пособие способствует всестороннему развитию ребенка :
Знакомит его с представлениями о цвете и размере.
Учит считать, определять порядковый номер.
Формирует пространственные представления (над, под, слева, справа).
Способствует интеллектуальному развитию.
Развивающая игра «Фетровый лес»
В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает ему чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу.
Для решения поставленных задач используются все виды мышления : образное, наглядно-действенное и логическое.
Особенности игр:
Конструктивные элементы
Широкий возрастной диапазон участников
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Предметно- развивающей среды «Фиолетовый лес»
Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.
Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.
Развивающая среда многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.
Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует в этой игре.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной средыребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
Ежедневные игры с использованием предметно- развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.
Кроме того, данные игры безусловно способствуют развитию детей.
Таким образом, большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, имеют личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью развивающих игр В. В. Воскобовича является возможность гармонично развивать высокий интеллект и в частности математические способности, широкий возрастной диапазон участников, многофункциональность, вариативность игровых заданий и упражнений, творческий потенциал, Сказочная «огранка».