Елена Чернова
Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.
Публикация «Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Нередко можно отметить, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь нам в решении этих воспитательных задач. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности у воспитанников. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Детям нужно понять, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности.
Старший дошкольный возраст – это первая ступень для начала работы по экономическому воспитанию. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Но прежде чем дать ребенку первую сто-рублевую купюру, ему нужно в доступной форме освоить азы финансовой грамотности. Ребенок 5-7 лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Деятельность ориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы : рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.
Чтение стихотворений, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества личности: трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность.
Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, педагогу необходимо разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы. Таким образом, через художественную литературу дети усвоят урок о том, чтобы не доверять незнакомцам, не поддаваться соблазну получить легкие деньги и правильно расходовать свои финансы. Как-никак бесплатный сыр только в мышеловке. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей - экономическую.
Пословицы и поговорки – это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей детей. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег. Например, в поговорке «Не в деньгах счастье», говорится, как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Хорошо иметь много друзей. Даже, если у тебя не будет денег, то родственники, друзья и близкие люди всегда помогут, чем смогут.
Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит наших детей полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
• Не потрудиться, так и хлеба не добиться
• Не ленись, а трудись, на чужое не льстись
• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться
• Вдохновение приходит во время труда
Пользоваться этими высказываниями в общении с детьми в детском саду очень полезно. Это доходит быстрее до сознание детей. Они легко воспринимают мораль, которую несут в себе эти крылатые выражения.
Книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период формирования финансовой грамотности будущего гражданина.