Лариса Марьенко
Использование фольклора в разных видах деятельности малышей
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ № 54 г. Солнечногорска
Марьенко Л. А
В последнее время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно беден словарный запас большинства взрослых и детей. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать словарный запас.
Публикация «Использование фольклора в разных видах деятельности малышей» размещена в разделах
Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях,потешках, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Сказки, песни, потешки, поговорки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Мы, работники детских садов можем многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Поэтому в воспитании детей важно использование элементов устного народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка.
В воспитательно образовательной работе фольклор мы используем в разных видах деятельности :
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к истокам русской народной культуре;
• в образовательной деятельности;
• в беседах;
• в наблюдениях
• в народных подвижных играх;
• в играх на развитие мелкой моторики;
• в театрализованной деятельности;
• в инсценировках.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста, а также можно использовать для облегчения процесса адаптации малышей к условиям детсада. Через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Припевки, потешки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию : колыбельные - успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует положительное отношение к окружающему миру.
Я работаю с детьми раннего и младшего возраста, и особую значимость фольклор представляет в первые дни появления малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Потешки - это малый жанр народного устного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно увлекает ребёнка, плавная и напевная речь приятна слуху. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Таким образом, мы способствуем:
-формирование грамматического строя речи
-развитие монологической и диалогической речи
-развитие мелкой моторики
Мы используем в работе уговорушки, потешки для новичков:
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
***
Кто тут плачет,
Ой - ой- ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже - посмотрите!
***
Ах, ты моя деточка,
Сиреневая веточка,
Сладкая конфеточка,
Маленькая белочка!
Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая её движениями, чтением потешки. Использую музыкальные игрушки, которые воспроизводят русские фольклорные произведения. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить:
«Петушок, петушок, золотой гребешок.»
или
«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись.»
или
«Пошёл котик на Торжок…»
Ещё во время приёма детей я использую пальчиковые игры. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Ребёнок посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет. Особенно дети любят, когда во время чтения
потешки используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий!
Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичностью и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Даше, Маше:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешки сопутствовала во всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Света, Настя, Эля, Надя ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую душистую.
И дети, которые сначала отодвигали тарелки, отказывалась от еды, брались за ложку.
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. София, которая не хотела ложиться в постель, Славе, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, я ласково, убаюкивающее говорила:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я проговариваю:
Вот они - сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол девочки приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Алё шу поднимает Надюша и приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”, «У кошечки болит, у собачки болит, а Ани не болит…»
Младших дошкольников мы обучаем игре с куклами. Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про Дрёму, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Паучок”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
• Самомассаж.
• Шевеление пальчиков.
• Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки.
• Разведение пальцев и их сведение.
• Хлопки
• Сжимание пальцев в кулак и разжимание,
• Помахивание кистями - сверху вниз. Помахивание кистями к себе и от себя.
Ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если одних успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то другие на эту потешку почти не реагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю Ваню на лошадку или на руки и приговариваю: «Ехали по кочкам, по маленьким листочкам…». Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!
Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру - в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои (Колобок, зайчик, лиса, волк). Сказки на занятиях рассказываются с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра. Это Сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса».
О праздниках и обрядах можно рассказывать детям с помощью кукол. В играх-драматизациях, дети самостоятельно распределяют роли, передают характер героев (походку, жесты, интонации, поют за Петушка: «Несёт меня Лиса, за тёмные леса. за Лису: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», за Козу:
«Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь.».
Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре своего народа, помогает разнообразить музыкально фольклорную работу.
Разумеется, сказки оказывают своё влияние на ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов.
Много времени у меня уходит при подготовке к занятиям. Часто возникает необходимость создать особую эмоциональную атмосферу на занятии. На занятии мне надо рассказать небольшую сказку. Если я прочту её детям, то эффект восприятия будет минимальным. Текст сказки лучше разыграть в лицах, как это делается в театре одного актёра. Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми.
На занятии я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребёнком. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Я использую в работе народные игры, песни, считалки, прибаутки. Мы играем в такие игры: «Гуси-лебеди», «Огуречик», «Васька-кот», «Ворона и собачка» и т. д. Дети хорошо их воспринимают и играют с удовольствием в песенные и хороводные игры. Игры обычно начинаются со считалки. Они помогают распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить всех детей в игру. Считалки помогают развить чувство ритма, умение чётко и внятно проговаривать слова. Это поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками, приводит к укреплению здоровья. Нет ни одного вида занятия, куда не возможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.
Формы подачи фольклора очень разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Использование потешек в детском саду позволит заложить основу психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.