Ольга Кузнецова
Использование дыхательных упражнений и дыхательных тренажёров для развития речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дыхательных упражнений и дыхательных тренажёров для развития речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР»
Одним из основных направлений в логопедической работы со старшими дошкольниками с проблемами речевого развития является развитие дыхания и коррекция его нарушения. Проблемой формирования речевого дыхания занимались многие основоположники отечественной логопедии: М. Ф. Фомичева, Л. И. Белякова, М. Е. Хватцев, Е. И. Радина, О. В. Правдина и другие.
Публикация «Использование дыхательных упражнений и дыхательных тренажёров для развития речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Численность логопатов (люди с дефектной речью) увеличивается с каждым годом. Дефекты речи носят разнообразный характер- может быть нарушено произношение многих групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает хорошее звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения, а так же применение дыхательных тренажёров, все это в совокупности помогает выработать сильный, плавный, удлинённый выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Важным условием успешного обучения является хорошо развитая речь. Современный ребёнок должен уметь правильно произносить все звуки речи, иметь развитые фонематические процессы, владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет ему полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с воспитателем, всесторонне развиваться и успевать во всем, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная, богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.
Анализ результатов диагностики детей и мой практический опыт показал, что наиболее типичным для детей с дефектной речью является неправильное произношение звуков, а так как звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад, то, даже незначительное отклонение от нормы, в расположении органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи, что делает речь ребёнка невнятной, недостаточно чёткой и малопонятной для окружающих.
Данный факт диктует необходимость поиска способов и механизмов, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию. Основными признаками являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями, артикуляционной моторики и речевого дыхания. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. У детей с ТНР дыхание поверхностное, ритм речи неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у них ниже возрастной нормы.
Целевая аудитория: воспитанники, испытывающие проблемы в речевом развитии, родители, учителя-логопеды.
У детей возникают трудности с правильностью дыхания перед началом речи, поэтому воздушная струя на выходе будет слабой, а значит, многие звуки даже при правильной артикуляции не будут получаться. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе плавно произносить длинные фразы.
Поэтому в логопедической практике отводится отдельное время на развитие правильного физиологического дыхания, увеличение объёма лёгких, формирование грудобрюшного типа дыхания, развитию речевого дыхание с помощью специальных дыхательных упражнений с применением дыхательных тренажёров.
Основная цель занятий – формирование правильного речевого дыхания, тренировка и укрепление дыхательного аппарата.
Задачи:
- сформировать у детей понятия о правильном дыхании;
- обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания;
- закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание;
- привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, информационные, игровые).
Методы: Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ, диалог).
Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
Практические (практические упражнения, графические работы и др).
Формы: индивидуальные, групповые; -беседы;объяснение; показ; игровая деятельность; образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность со взрослыми; дидактические игры; дыхательные упражнения с помощью тренажёров.
Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций, тестовые задания. Фиксирование результатов чётко и наглядно представляет информацию о динамике развития каждого ребёнка в течении года.
Самое первое, чему ребёнку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Для более эффективной работы над развитием речевого дыхания и укрепления общего здоровья детей разработала комплекс дыхательной гимнастики с использованием дыхательных тренажёров и специализированного оборудования.
При этом надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и ещё и направлять воздушную струю в нужном направлении, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно. Во время дыхательных упражнений у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Чтобы ребёнок научился дышать правильно, использую существующую технику выполнения дыхательных упражнений :
Воздух необходимо набирать через нос;
Плечи должны находиться на одном уровне, не поднимать;
Выдыхать воздух длительно плавно;
Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может
привести к головокружению.
Регулярные занятия с включением дыхательных упражнений с дыхательными тренажёрами способствуют тренировке длинного плавного выдоха. Они вырабатывают целенаправленную воздушную струю. Эти упражнения/игры (см. приложение) учат детей с нарушениями управлять своим вдохом и выдохом: при разговоре – вдох носом, выдох – ртом.
Практика показала, что формирование правильного дыхания легче и успешнее проходит и усваивается детьми в игре.
Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя. Например:
Змея шипит: «Ш-ш-ш».
Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
Ребенок плачет; «А-а-а!».
Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».
Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях помощники- игрушки/ тренажеры.
Такого рода упражнения с использованием дыхательных тренажеров, с удовольствием воспринимаются детьми, помогают создать действенную, положительную мотивацию к занятиям. В игре ребёнок более успешно решает «коррекционные задачи», сам не подразумевая этого. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует повышению эффективности работы над речевым дыханием.
Практическая значимость.
В технологии работы разработаны и апробированы комплексы методических приёмов коррекционно-педагогической работы по нормализации физиологической функции дыхания и развитию речевого дыхания у дошкольников и младших школьников. Поэтапное развитие физиологической функции дыхания и речевого дыхания соотнесены с этапами логопедической работы. Практика показала, что включение предложенных упражнений с применением тренажёров по развитию речевого дыхания в коррекционно-педагогическую работу с детьми способствует оптимизации всего коррекционно- педагогического процесса и повышает его результативность.
Планируемый результат :
Развитие диафрагмального дыхания
Воспитание плавного и длительного речевого выдоха
Улучшение тонуса мышц артикуляционной и мимической мускулатуры.
Вывод: Благодаря дыхательным упражнениям с применениями дыхательных тренажёров мои ребята научились дышать глубже, делать длинный целенаправленный выдох. Такие дыхательные упражнения способствуют формированию правильного произношения и выработке чёткости речи.
Эти упражнения могут быть использованы педагогами в работе с детьми с дефектной речью, даже родителями в домашних условиях. Они помогут развивать правильное речевое дыхание, тем самым создавая условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью, поддержания и сохранения здоровья школьника.
Пособия для проведения занятий можно изготовить самим, они не требуют больших финансовых затрат.
Приложение:
Комплекс дыхательных упражнений
Цель дыхательных упражнений :
увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,
длительный, экономный выдох.
Упражнение «Песенка комара».
Длительно произносить звук [с]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.
Упражнение «Ёжик фыркает».
Несколько раз подряд кратко произносить звук [ф].Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.
Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.
Упражнение «Пошипим»
Вытянуть губы вперёд в виде рупора и длительно произнести звук [ш].
Упражнение «Насос».
Улыбнуться и несколько раз подряд кратно произнести звук [с]. При этом синхронно двигать руками, сжатыми в кулаки, держа воображаемую рукоятку насоса.
Добрый дедушка мороз
В праздник мне принёс насос
Я в насос тот долго дул
До изнеможенья скул
А насос в меня качает
Воздух — я по не многу разбухаю
Праздник так прошёл друзья
Что в итоге лопнул я.
Упражнение «Греем ручки».
Быстро тереть одну о другую ладони, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком [х]. Взрослый спрашивает у ребё нка: «Согрелись ручки?» (Выполнять упражнение несколько раз)
Упражнение «Холодный ветер».
Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произнести звук [с]. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.
Комплекс дыхательных упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
«Осьминог».
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры:
Посмотрите, сколько ножек у осьминога. Благодаря им, он плавает в воде. Подуйте на щупальца осьминога, чтобы они плавно шевелились, как в воде.
Ребёнок плавно дуют на щупальца.
Медуза поплыла.
«Ветер гонит облака».
Цель: развитие длительного направленного ротового выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры:
Посмотри, какие красивые и игривые тучки на небе. Подул ветер, и поплыли облака по небу. Тучки пытаются догнать облака, но ветер помогает пушистым облакам убежать.
Педагог дует на облака.
Подуй на облака, чтобы они поплыли по небу. Следить, чтобы выдох был длительным и плавным.
«Китенок».
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры:
Плавает в океане китенок, и пускает через дыхательное отверстие фонтан. Наш китенок тоже умеет пускать фонтан.
Педагог дует в трубочку.
Посмотри, какой фонтанчик у нашего китенка. Подуй сильно в трубочку и у твоего китенка появится фонтанчик.
«Елочка под снегом».
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры:
Наступила зима. В лесу стоит маленькая ёлочка, вся заметена снегом. Но началась зимняя вьюга. Метель сдувает снег с ёлочки.
Педагог сильно дует в трубочку, чтобы полностью сдуть снег.
Подуй в трубочку и твоя метель поднимет снег.
«Осеннее дерево».
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Наступила осень. На всех деревьях пожелтели листья.
Подул ветерок и зашелестели на дереве листочки.
Дети дуют на листочки.
Подул ветер: «У-у-у…»
Задрожали жё лтые листочки: «Ф-ф-ф…» Ребёнок повторяет за педагогом.
«Горячее молоко».
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; учить на длительном выдохе, произносить согласный звук С.
Ход игры:
Ребята, какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С, тёплая или холодная?
Дети: «Холодная!»
Посмотрите, над нашими чашечками поднимается горячий пар. Давайте остудим кипячёное молоко, подуем на него и произнесё м звук: «С-с-с…»