ЖДАНОВА ДАРЬЯ
Использование двигательно-дидактических игр у детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Использование двигательно-дидактических игр у детей пятого года жизни
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – как ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре ребенок дошкольного возраста, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении [3;144].
Публикация «Использование двигательно-дидактических игр у детей пятого года жизни» размещена в разделах
Как самостоятельная деятельность игра - это форма социализации ребенка в условиях моделирования социальных отношений в условной, воображаемой форме. Так рассматривали Л. С. Выготский, Е. Гаспаров, А. В. Запорожец.
В отечественной психологии игра считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Соответственно и авторы ФГОС ДО, перечисляя виды деятельности, в рамках которых может реализовываться содержание образовательной программы, в качестве первой указывают «игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры» [36; п. 2.7].
В дошкольной педагогике дидактическая игра признается важным педагогическим средством и эффективным методом обучения и воспитания детей. Множество дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов: Ф. H. Блехер. А. И. Сорокиной, Е. И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой и др. Многие из них и сейчас используются в дошкольных учреждениях.
В системе детских игр, позволяющих реализовать обучающую функцию выделяют дидактические игры. Это особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребёнка [3,19]. Важнейшим признаками дидактической игры являются правила - некоторые «модели социального поведения, которые имеют формализованный и обязательный характер», а также наличие игровых действий [5]. Специфична и структура дидактической игры, в которой обязательными составляющими являются цель, содержание, правила, игровые действия и результат. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие определенного, заранее заданного конечного результата, при этом результат каждого ребенка часто предполагает его соотнесение с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, то есть выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма не существует, подчеркивают Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко.
Двигательно-дидактическая игра относится к числу игр с правилами. Игровые правила являются структурным элементом любой дидактической игры. Правила призваны не только организовать действия, поведение детей, но и указывать путь одновременно решения игровой и дидактической задачи, что-то предписывая, запрещая, разрешая. В каждом типе игр свои правила. В одних играх правила диктуются материалом (дидактические игрушки, лото, парные картинки и др., в других - задаются только словесно. Соблюдение правил в игре требует от детей проявления волевых усилий, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, появляющиеся из-за неудачного результата (проигрыша, поэтому необходимо не только объяснять игрокам правила, но и поддерживать интерес к их выполнению как до начала, так в ходе игры. По мере накопления игрового опыта, дети могут вводить новые правила в игру, менять прежние [5].
По А. К. Бондаренко все дидактические игры делятся на три типа: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. А по А. И. Сорокиной выделяются следующие виды игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. У дидактической игры есть определенная структура, она включает в себя такие основные элементы, которое характеризуют игру как форму обучения, игровую деятельность одновременно.
Выделяют несколько структурных элементов дидактической игры, как: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Одним их актуальных вопросов теории детской игры является классификация дидактических игр. Их часто классифицируют по учебному содержанию; наличию или отсутствию игрового материала; степени активности учащихся, а также по игровым правилам и действиям. Единого подхода к классификации детских дидактических игр не существует. В ряде исследований в состав дидактических игр включен вид двигательно-дидактические игры [10].
Двигательно-дидактические игры - рассматриваются в педагогике как разновидность двигательной деятельности, а также педагогическое средство, обладающее высоким образовательным и развивающим потенциалом. Так, В. Шмонина отмечает, что «двигательно-дидактическая игра - это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально волевых качеств» [39].
Главным в основе двигательно-дидактической игры - это наличие движения. Данный вид игр, относится к группе игр с правилами. Как подчеркивают И. Э. Мендот, двигательно-дидактические игры - это деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Педагогические задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какой-либо двигательной задачи (найти местоположение предмета, передвигаться по правой - левой стороне т. п.).
Правила в двигательно-дидактической игре выполняют организующую роль: определяется ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях [8;64].
Двигательно-дидактическая игра является средством развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста. На основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами широко используются данный вид игр. Например, в играх в таких как «Где звенит колокольчик», «Найди флажок», «Куда пойдешь», направленность на дифференцирование основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. Например, игра «В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Найди свой значок» и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами [13].
По мнению авторов, Э. Я. Степаненковой В. Г. Нечаевой, О. и. Галкиной, Н. Сенкевич и др. двигательно-дидактические игры можно разделить на 3 группы, а именно:
1. Группа - игры на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
2. Группа - игры на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
3. Группа - игры для распознавания расположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
4. Группа - игры на ориентировку в пространстве, словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии и речи самих детей [33].
Авторами было выявлено, что двигательно-дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.
На первом уровне формирования ориентировки в пространстве Э. Я. Степаненкова предлагает использовать игры, которые способствуют развитию у детей двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деятельности полушарий.
Г. Н. Глушковой были предложены игры и упражнения по развитию навыков ориентировки в пространстве. Она заключала долгосрочное планирование на содержании этой работы, которая отражает постепенное усложнение материала с учетом возраста детей. Многие игры и упражнения проводятся, чтобы научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Усложнение в двигательно-дидактических играх должно быть подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. [13;29-32].
В процессе двигательно-дидактической игры, у детей дошкольного возраста активизируется память, развивается мышление, воображение, пространственные представления. Э. Я. Степаненкова указывает, что дифференцировка основных пространственных направлений в процессе ходьбы или бега - это более сложная задача, чем определение их в статическом положении. B двигательно-дидактических играх ребенок учится самостоятельно выбирать направление движения; у него формируется навык быстрого изменения направления в соответствии c изменившимися условиями [33].
Таким образом, можно сделать вывод, при формировании ориентировки в пространстве посредством использования двигательно-дидактической игр, она должна способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть ориентировкой в пространстве не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке. Так как детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Формирование ориентировки в пространстве должно представлять собой поэтапную специально - организованную деятельность.
В настоящее время представлены различные классификации игр, раскрыты этапы руководства играми, выделены особенности их проведения в разных возрастных группах. Однако специфика решения задач формирования ориентировки в пространстве в процессе организации двигательно-дидактических игр в изученных методических источниках раскрыта недостаточно полно, что обусловило необходимость изучения возможностей использования двигательно-дидактических игр в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей пятого года жизни.