татьяна пересадилова
Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В данном параграфе рассмотрим особенности организации проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. [11,стр 32]
В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
- игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные и интеллектуально-развивающие. [8 с. 67]
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. [9, стр 59]
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А. И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т. к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. [10]
Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов. [12, стр182]
С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. [13, стр 76]
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим [9].
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми ( авторы: А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Л. В. Артемова, З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).[29,30,31]
Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 - настольно- печатные;
3 - словесные игры [2, с. 73].
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Как было определено в предыдущем параграфе, выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры : дидактические и игровые задачи; игровые действия; игровые правила; результат.
На основе анализа психолого – педагогической литературы, можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр :
• они являются чаще всего совместной деятельностью;
• имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
• действия участников игры реальны и однозначны;
• дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
• носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);
• тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих [3, с. 69].
Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.
Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий дидактические игры проводятся во вне учебного времени (утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. [20, стр 98]
В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании. [20, стр103]
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны :
• отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными выполнении дошкольникам;
• обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
• позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность дошкольников выполнения задания;
• материалы ставит для игры детей должны быть настольные прочными, красочно уточняет оформленными, привлекательными дидактической и отвечать гигиеническим заключение нормам.
Организация дидактических будете игр педагогом похожие должна осуществляться эгвес в трех основных реальные направлениях: подготовка проведении к проведению дидактической процесс игры, ее проведение сочетается и анализ.
В подготовку большие к проведению дидактической наличие игры входят :
• выбор закрепляя игры в соответствии вслух с дидактическими задачами;
• определение вызвав места и роли дидактических игры в системе тела обучения и воспитания;
• установление взаимосвязи и взаимодействия с вербенец другими формами воспитательно-образовательной детей работы;
• подготовка игрового организации оборудования;
• определение времени детей игры в режиме создавать дня;
Проведение дидактических учебной игр включает:
• определение дошкольном количества играющих;
• ознакомление детей детей с содержанием игры, активности игровыми правилами,
• игровыми мечте действиями, дидактическим углам материалом;
• выработка у детей целью игрового настроения, описывать желания играть;
• показ приучает игровых действий;
• руководство настольные ходом игры, обеспечение большая активности всех занимательные детей, оказание способ помощи нуждающимся;
• подведение бондаренко итогов игры.
Подведение может итогов (анализ) направлено:
• на фигуры выявление приемов математика ее подготовки и проведения;
• на методами выявление индивидуальных игру особенностей в поведении список и характере детей;
• усложнение предметов игры и обогащение детей новым материалом.
Руководство совместное дидактическими играми структуру в старших группах средствами требует от педагога яковлева большой, продуманной детей работы в процессе будем их подготовки и проведения: какие обогащение детей усилия соответствующими знаниями, структуру подбор дидактического дошкольное материала, а иногда и изготовление выготский его вместе с воспитанниками, организация получилось обстановки для игровым игры (где закрепления будут сидеть значение или бегать говорова дети, куда полу будут прятать красочно предметы, куда сколько положить весь умение игровой материал, активности определение своей незаметно роли в игре нужно от ее начала и до конца. [20]
Таким каждого образом, используя обновление огромный воспитательно-образовательный потенциал степанова дидактической игры, воображаемую педагог может старшем решать самые вызыва разнообразные задачи которых воспитания, обучения опыт и развития детей, добиваясь закреплять высокой эффективности быстрее их реализации. [26, стр 35]
Как показал обеспечивает анализ литературы, которой при проведении дидактических всем игр в работе весело с детьми старшего закрепления дошкольного возраста пройтись воспитателю необходимо просто соблюдать следующие требования:
• четко, очереди эмоционально и выразительно специально разъяснять детям тоже задачу и правила сколько игры;
• занимать в игре называет позицию равноправного кажется партнера;
• вводить в игру память элементы соревнования, опыт веселой состязательности занимательные команд, поощрять фигуры болельщиков, которые развития эмоционально поддерживают тщательно играющих;
• давать возможность веши каждому ребенку предметы быть в роли как разновидность участника, так развивающей и ведущего игры; ресурс обеспечивая постоянную которую смену игровых развивающее ролей;
• варьировать задания особенностей и правила игры;
• использовать индивидуально-дифференцированный надо подход;
• реализовывать принцип приучает наглядности.
• обеспечивать возможность элементарным играть как добиваясь отдельному ребенку, старшего так и не большой игровые группе детей;
• позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность косынки выполнения задания;
• при цель подборе материала быстрее для игры предмет соблюдать нормы дидактическая СанПиН [4, с. 8].
Итак, ребенок в работе со старшими столько дошкольниками воспитатель упражнений должен активно снегирей руководить дидактической заведений игрой на всех развивать ее этапах: организовывать дидактическая игру и следить стульях за ее ходом, принимать особенности непосредственное участие работы в игре, наблюдать наличии за ходом игры, сколько при необходимости активный оказывать помощь решении играющим.
Таким образом, всем используя огромный воспитательно-образовательный выполнено потенциал дидактической развитию игры, педагог математическим может решать взрослого самые разнообразные формирование задачи воспитания, страну обучения и развития попарно детей, добиваясь игры высокой эффективности классифицируют их реализации.